Перейти на стр. 2
Десять голосов Торы
┬
|
Камац
|
קמץ
|
כתר
|
שובר אויבים ומכניע זדים
|
12
|
─
|
Патах
|
פתח
|
חכמה
|
מגן אברהם
חונן הדעת
|
1
4
|
● ●
|
Цейре
|
צירי
|
בינה
|
מחיה המתים
רוצה בתשובה
|
2
5
|
● ●
●
|
Сэголь
|
סגול
|
חסד
|
חנון המרבה לסלוח
|
6
|
●
●
|
Шва
|
שווא
|
גבורה
|
גואל ישראל
|
7
|
●
|
Холем
|
חולם
|
תפארת
|
רופא חולי עמו ישראל
|
8
|
●
|
Хирик
|
חיריק
|
נצח
|
מברך השנים
מצמיח קרן ישועה
מחזיר שכינתו
|
9
15
17
|
●
●
●
|
Кубуц
|
קובוץ
|
הוד
|
מקבץ נדחי
בונה ירושלים
טוב שמך ולך נאה
|
10
14
18
|
●
|
Шурук
|
שורוק
|
יסוד
|
אוהב צדקה ומשפט
משען ומבטח לצדיקים
מברך עמו ישראל בשלום
|
11
13
19
|
|
Без огласовок
|
Потенциал
молчание
|
מלכות
|
שומע תפילה
|
16
|
Наличие в ляшон кодеш девяти огласовок еще не дает возможности делать выводы. На такую возможность указал мне мой учитель, ребе из Саврани. В обычном сидуре евреев из северной Африки в молитве амида эти огласовки поставлены в соответствие Тетраграмматону, замыкающему каждое из восемнадцати благословений (без девятнадцатого). Но, что не менее важно, все девятнадцать благословений обозначены через сфирот, им соответствующие. Именно эта информация из сидура нусах яґадут цфон Африка «Аводат ґаШем» и стала основой для нашей таблицы.
Благодаря приведенным в ней параллелям мы сможем сделать соответствующие выводы, как о девяти огласовках, так и о внутреннем смысле Молитвы Шмонэ Эсрэ.
Камац
Сфират кетер столь далека от сотворенных Им, что зачастую, вместо нее упоминают сфиру даат. Как пример, ХаБаД – хохма, бина, даат. Но даат в силу своей преходящести, и не только, не является настоящей сфирой, одной из десяти. כתר (гиматрия – 613+7=620) – это не просто полнота Замысла, но и его Изначальность. В силу вышесказанного сфират Корона труднодосягаема – только через полноту реализации сфират мальхут.
Именно это объясняет «странную судьбу» дополнительного девятнадцатого благословения «разбивающий врагов и побеждающий злоумышленников». Помимо исторического объяснения (Трактат «Брахот», 28:2), мы можем сказать, что разрушение Второго Храма – это начало эпохи Третьего Храма, эпохи Машиаха. И появление связи со сфират кетер по решению Санґедрина в Явне, под председательством рабана Гамлиэля сразу после разрушения Второго Храма, говорит само за себя, как и имя мудреца – сочинителя – Шмуэль ґаКатан (самый маленький), а также ее «адресаты» – клипат эрев рав последняя, внутренняя клипа Израиля.
Фонетический звук, называемый камац (комец – буквально горсть, малость), несомненно указывает на ограниченность. Абрис губ, необходимый для произнесения этого звука, фонетически схож с русским «О». И в отличие от следующей огласовки патах (петах – врата, раскрытие), требующей полного раскрытия рта, камац указует на невозможность полного раскрытия категории кетер. Ведь хохма не более чем наше восприятие того, что вложено в кетер.
Благословение: «маген Авраґам» (первое) и «хонен ле-адаам даат» (четвертое) соответствуют самому высокому, чего может достичь еврей. В случае праотца Авраґама речь идет о физической близости к Творцу, а четвертое благословение «наделяющий разумением (даат)» говорит о самом начале человека – осознании (самосознании). Таким образом, предел человеческой высокости – ступень хохма – определен в молитве «шмонэ эсре».
Цейрэ
Следующий звук мудрецы связывают с категорией бина – осознание. Соответствующие благословения в амиде «желающий тшувы» (ожидаемо) и «оживляющий мертвых» (неожиданно!). Если мы вспомним, что по определению рава Бризеля, мы делаем «трупы мицвот», а их оживление – задача всей жизни, то все встает на свои места.
Время – это возможность (зман-зимун) тшувы, которая оживляет (исправляет) прожитое.
Следующая огласовка – сэголь (сгула-избранность) выводит нас на тему «гетто избранничества.
«Избранные из всех народов»
Для объяснения коренного отличия евреев приведем следующую притчу:
О промыслителе
Гроссмейстер был непобедим. – Кто может противостоять ему! – восклицали мастера игры. Лишь детям Гроссмейстера удавалось иногда сыграть с ним вничью.
– И неудивительно, – говорили мастера, – ведь это Его дети. Конечно же, Он открыл им сокровенные тайны Игры.
– Вы ошибаетесь, – взял слово старейший из мастеров. – Его дети играют не лучше нас, но в Игре Он позволяет им исправлять ошибки, возвращаясь к началу партии.
Соответствующее благословение: «милостивый, который много прощает» определяет главную характеристику отношения Творца к Исраэлю. Категория хесед, параллельная этой огласовке, отсылает нас к первому из праотцев, а также к размерам хлебного приближения в мусаф – три эйфы для каждого быка (получено у Савраньского ребе).
Суд
Глухой звук следующей огласовки – шва говорит (точнее, молчит!) сам за себя. Категория Ицхака подразумевает полное убирание своего Я (самоотречение). Способность удерживать границы своего гетто вопреки всем соблазнам внешнего – визитная карточка нерастворимости Израиля. Соответствующее благословение: «гоэль Исраэль – избавляющий Израиль» позволяет объяснить будущее Избавление – время «когда наполнится рот наш смехом» (Теґилим, 126:2). Ну, а имя Ицхак, второго из праотцев, как раз и значит: «тот, кто будет смеяться»!
Именно сила Ицхака авину дала нам возможность пережить сверхтяготы Галута и дожить до Геулы.
Именно рогатый баран-айль требует в праздники сопроводительный хлебный дар – две эйфы. Интересно, что третьему из праотцев соответствует барашек – кевес. Одна эйфа сопутствующий корбан – это одна точка огласовки хирик. Забегая вперед, скажем, что вечность Израиля (из строчки хирик) иллюстрируется известнейшей картинкой: семьдесят волков и одна овца. Но вернемся к порядковой строке нашей таблицы.
|