Ваякґель
Лучшее в днях
«Шесть дней может совершаться работа,
а день седьмой да будет свят для вас,
день полного покоя, посвященного Богу;
всякий, кто совершает в этот день работу,
будет предан смерти».
(Шмот, 34:21)
В утренней субботней молитве мудрецы используют нетривиальную характеристику Шабата: «хемдат ямим ото карата – желанным (лучшим) из дней Его ты назвал». Простите, а где именно назвал Творец шабат – «хемдат ямим»? Мудрецы (этот вопрос задает, например, раби Йосеф Каро «Бейт Йосеф») обычно ссылаются на «резолюцию»: «и завершил Вс-вышний в седьмой День» (Берейшит 2:2), трактуя слово «ваяхель – и завершил», как «возлюбил».
Один из известнейших в середине XIX века праведников, ребе из Виледника (транскрипция хасидская, Украина, недалеко от Коростеня), для объяснения выражения «хемдат ямим» приводит малоизвестный мидраш о том, что в каждом из Шести Дней Творения насчитывалось по двадцати восьми часов[1]. (Следует отметить, что число 28, обозначенное буквенно, дает слово сила – каф и хет – коах). В каждом из этих дней наличествовало четыре выделенных часа – первый, седьмой, четырнадцатый и двадцать восьмой – «седьмые приятны (желанны) в глазах Создателя». «Попросили шесть равноценных Дня царя над собой. Взял Творец у каждого из дней по четыре часа (тех самых, чтобы вы не сомневались), и получился шабат – День, состоящий из самых приятных (желанных) часов Шести Дней Творения». Потому, заключает ребе из Виледника, «хемдат ямим» – желаннейшее, лучшее в Шести Днях и составляет Шабат.
А в качестве морали, для нас с вами, ребе из Саврани напоминает незыблемое правило: все хорошее, покидая нас, оставляет «решимо» – запись, след. И в сегодняшних сутках (наших, земных) присутствуют четыре часа – «решимо» тех, составивших Шабат. Это часы четырех молитв – утренней, минхи, вечерней и «криат Шма» – молитвы перед сном. (По мнению мудрецов, эти молитвы вместе с подготовкой к ним занимают каждая по часу).
[1] Этот мидраш стоит соединить с комментарием рава Лунчица «Суббота Суббот»