Шлах
Проблема Сиона
Как известно, «статья» обвинения десяти разведчиков – навет (диба) на Страну Израиля. Моя средняя дочь задала резонный вопрос: но ведь разведчики не сказали ни слова неправды, следовательно, виновны в ляшон ґара (распространении отрицательной информации), а не в ґоцаат диба (клевете)?!
Ответ на этот вопрос получится, если задать еще один напрашивающийся вопрос о разведчиках. Представители двух ветвей Йосефа разъединены, и при этом разведчик от ветви Эфраима не просто отделен от Менаше, но и в его представлении нам Йосеф вовсе не упомянут?!
«… у матэ Эфраима – Ґошеа бин Нун, у матэ Беньямина – Палти бен Рефуа, у ветви Звулуна – Гадиэль бен Соди, у матэ Йосефа, у матэ Менаше – Гади бен Суси…» (Бе-мидбар, 13:8-11).
Подчеркнута принадлежность Менаше к Йосефу. Отличие Эфраима очевидно, еще бы, их представитель «сам» Йеґошуа бин Нун. И это объясняет их раздельность. Но в чем смысл поминания Йосефа? Объясняет автор комментария «ҐаХазкуни»[1]. Появление имени Йосефа рядом с разведчиком от Менаше, но не рядом с Йеґошуа, учеником Моше Рабейну связано с виной Йосефа в распространении клеветы на братьев, т.е. в том же промахе, что и у разведчиков. На это и намекает Тора, упоминая Йосефа вместе с представителем ветви Менаше (но не Эфраима!).
Внутренняя связь промаха разведчиков с клеветой Йосефа на братьев – это несогласие Галута и Геулы (Страна Израиля и Пустыня жизни[2]). Но как одинаковость статьи обвинения объясняет ее «неправильность» (клевета, а не злоязычие)??
Дело в том, что в обоих случаях (Йосефа и разведчиков) речь идет о внешнем (галутном!) соответствии фактам при полнейшей внутренней (Геула!) кривде.
Эйвар мин ґахай, увиденный Йосефом у братьев, так же, как «раскопанные» разведчиками неприятные свойства Эрец Исраэль, всего лишь оболочка, скрывающая Истину – братья совершенные праведники, а Эрец Исраэль – Дом Вс-вышнего! Так что «статья» абсолютно верна – навет!
Но квалифицирование отрицательной информации разведчиков и Йосефа как клеветы вызывает вопрос[3]: по сути, любое злоязычие является клеветой?! Но такого не может быть, ведь тогда нивелируется разница между правдой и ложью?!
Ответ лежит в плоскости определения понятий Истина и Ложь в нашем мире. Рав Элияґу Деслер предлагает считать истиной все, что ведет к Истине абсолютной. Это определение соответствует видению человеческой жизни как воспитания. Согласитесь, что ожидать от маленьких духовных детей Вс-вышнего мудрости – чересчур опрометчиво. И хотя (по меткому замечанию Жванецкого) «иногда возраст приходит один», все же «опыт, сын ошибок трудных». А ориентир (божественный) подарен нам на Синае.
И именно воля Вс-сильного (точнее, ее неисполнение) переводит обвинение разведчиков (и Йосефа) из статьи ляшон ґара в обвинение ґоцаат диба. Ведь проблема не в галутном (поверхностном) взгляде, а в нарушении приказа латур (таяр-турист).