Бе-шалах
Песня для всех
«Это Источник моей силы
и украшу Его, Источник сил
моего отца – возвеличу Его»
(
(Шмот, 15:2)
По мнению рава Йихиэля Вайнберга, песня – закономерный итог галута. В результате сокрытия Причины всех причин, появляется желание Избавления, близости к Родителю. И важнейшая особенность песни Израиля – поют все! Объясняет автор «Сридей эш», что без участия в «хоре» еврейских преступников[1] – песня не получится.
И оттого в первой песне Израиля различимы два голоса. Первый – евреи, для которых Творец зрим – «это Источник». Они видят в происходящем Его действия и указывают на них. Эти евреи живут, дышат по-еврейски. Все происходящее ложится на их душу, как Его указания.
Вторые голоса воспринимают субъективную реальность, как единственную. И лишь иногда ностальгически вспоминают об отчем доме и «Вс-сильном своего отца». Для них Создатель – несбыточная надежда, высь, мечта. Но только вместе они заканчивают галут и поют, каждый по-своему, Песню Хваления.
[1] Вспомните о молитве «Коль нидрей», где мы просим позволения молиться вместе с еврейскими преступниками (а может быть, они – это мы?!).