Название недельной главы Балак это скорее исключение
из правил чем правило. Из 54 недельных глав только 4 называются именами
собственными. Как известно все персонажи Торы это не просто отдельно
взятые личности в давно забытой истории, а точки приложения сил которые
существуют во все времена. Поэтому для внимательного читателя очевидно
что встреча двух древних магов - Балака и Бильама - для организации
логистики по проклятию Израиля это только вершина айсберга, а суть
событий скрыта под поверхностным слоем текста.
Шем МиШмуэль спрашивает: «А чего собственно говоря
ожидали Балак и Бильам?». Их можно называть как угодно, но дураками они
не были. Как же Балак и Бильам, при всём неописуемом уровне магии
которым они владели, могли расcчитавать на то что они смогут уничтожить
все то ради чего были 10 казней, исход из Египта, дарование Торы и 40
лет жизни в пустыне? Дело в том что их целью было не "закрыть проект"
под названием народ Израиля, а только замедлить реализацию этого
проекта. А вот для этой цели у них было достаточно ресурсов.
Книга Зоар говорит что буквы составляющие имена магов
Балак (Бейт-Ламед-Куф) и Бильам (Бейт-Ламед-Айн-Мем) это также буквы
двух ещё более пугающих слов: Бавел и Амалек. Бавел - это Вавилон,
название первого царства поработившего народ Израиля после разрушения
Храма, а Амалек - это первый из народов попытавшийся помешать евреям
выполнить свою работу в этом мире.
Рав Ицхак Гутнер объясняет разницу между помехами
создаваемыми царствами и проблемами причиняемыми народами. Та работа
которая должна быть завершена в этом мире евреями встречает два вида
сопротивления. Четыре царства - это из книги пророка Даниэля : Вавилон,
Персия, Греция и Рим (Даниель 7:7) - те самые царства которые и повлекут
за собой все Галуты (изгнания) в истории. А семь народов - это "Хити,
Гиргаши, Эмори, Кенани, Перизи, Хиви и Йевуси" - жившие в земле Израиля
до прихода туда евреев (Берейшит 10:15).
Для того чтобы выполнить определенную работу
необходимо выполнение двух условий: работник должен быть принят на
работу и ему должна быть объяснена суть работы, даны инструменты для
работы и определено место для работы. В результате выхода из Египта
евреи перестали быть рабами фараона и поступили на работу к Всевышнему.
Приняв Тору они получили описание работы, а войдя в землю Израиля пришли
на место работы.
Каждое из четырех царств мешает выполнить заданную
работу по своему, но у них всех есть общий подход. В том объеме в
котором каждому из царств удаётся заставить Израиль работать на благо
царства, в том же объеме Израиль не может выполнить своей задачи.
Невозможно делать все одновременно, и в той степени в которой еврей
занят работой на другого работодателя он не работает на Всевышнего.
Другими словами, из-за временной халтуры не возможно заняться основным
предназначением.
Семь народов противодействуют по совсем другой схеме.
Они не оспаривают сам факт того, что есть какая-то работа которую нужно
сделать. Их стратегия заключается в том чтобы не дать Израилю войти в
землю Израиля, то есть прийти на место работы. Несмотря на то что Амалек
не входит в список народов, Амелек по словам Торы это "первый среди
народов" (Бемидбар 25:6) и является корнем и источником этих семи
народов.
Соединение этих двух сил впервые описано в недельной
главе Балак, но так как это один из основных сюжетов истории этого мира,
то такой союз заключался много раз. Наиболее известным примером такого
альянса будет история Пурима где Ахашверош - царь в своем царстве и Аман
- потомок Амалека - вновь соединяют свои усилия. Ну а про то что
происходит в наше время и кто дружит с кем против кого писать нет смысла
- достаточно прочитать последние новости чтобы всё стало понятно.
р. И. Гладштейн
|