Самая первая заповедь, полученная ещё до дарования Торы, ещё до
выхода из Египта - заповедь о новом месяце: "Этот месяц для вас — глава
месяцев, первый он у вас из месяцев года." (Шмот 12:2). Новый месяц
начинается с выходом новой Луны. И получение мицвы кидуш аХодеш (обычно
переводится как заповедь благословения месяца, но можно перевести и как
"выделение новизны") означает начало качественно нового периода времени.
Часто встречаемое выражение "Израиль подобен Луне" (Сукка 29-А)
вызывает массу вопросов - а в чём, собственно говоря, состоит подобие?
Одна из граней этого подобия - это направление и источник света. У Луны
нет собственного света и весь свой свет луна "получает" от источника
света. Есть много вариантов описания взаимоотношений пары «дающий и
принимающий» - активность и пассивность, внешнее и внутреннее, мужское и
женское.
Так как месяц - это понятие, связанное с луной, то это проявление
"женского" качества, а год (так как счёт дней года связан с солнцем) -
это "мужское" качество. Естественно, речь не идёт о механическом
сопоставлении. Мужчины не обязательно эксклюзивно связаны с внешним и
активностью, а женщины с внутренним и пассивностью. Любая личность
является набором этих качеств, и только разные пропорции и соотношения
делают мужчин и женщин такими разными. Несмотря на то, что месяц в целом
- это женская категория, определенные месяцы, согласно Аризалю, бывают
«женскими» и «мужскими». (Эц Хаим 5:6)
"Женская" половина года начинается с месяца Нисан и заканчивается в
Элуле (с начала весны до конца лета), а "мужская" половина года
начинается с Тишрея и заканчивается в Адаре (с начала осени до конца
зимы). Бней Иссахар обращает наше внимание на то, как праздники
сгруппированы в две группы: Песах и Шавуот в "женских" месяцах и Рош
аШана, Йом Киппур и Суккот в зимних месяцах.
В месяц Нисан Всевышний вытягивает нас из Египта – это минимум наших
действий, все в каком-то смысле происходит помимо нашей воли. Нас ведут –
и мы ведомы. И происходящее в этот момент пробуждение в природе
"подталкивает” нас к внутренним изменениям. Совсем по другому сценарию
развиваются события осенью – в месяц Тишрей. В течение осенних
праздников нужно хорошо потрудиться, чтобы света хватило на всю длинную
зиму. Так же, как в течение зимы мы едим то, что было собрано до
наступления холодов, так и тот свет, который мы получаем во время
осенних праздников, должен быть активно использован нами для "подсветки"
долгих зимних ночей.
Теперь становится понятна та причина, по которой мицва о выделении
нового месяца была дана ещё в Египте. В Торе часто используется метод
матрёшки – первый уровень содержит в себе все последующие: первое
предложение Торы содержит в себе всю Тору, первое слово, первая буква и
так далее. Так же и в случае с первой заповедью – с самого начала
определяется роль, которую будет играть еврейский народ – «работать
Луной».
Выход из Египта - это только начало пути к Синаю. Ещё до выхода из
Египта мы получаем указание о том, что Израиль должен "светить" светом,
полученным на Синае. Невыполнение этой задачи ведёт к тому, что в мире
становится темнее. Но если получается отражать весь полученный свет, то
даже в самую тёмную ночь может быть светло как днём.
р. И. Гладштейн
|