Перейти на страницу: 1 2
Цав
Песня без конца
(конспект урока)
Особенность «из ряда вон»
Этот урок – явное продолжение нашего предыдущего урока «Книга народа коґенов». Общая идея корбанот. Напоминаю, что наш прошлый урок про народ коґенов, про то, что мы, оказывается, в истории исполняем роль и функционеров Вс-вышнего – или пепел на жертвеннике, или, не дай Б-г, пепел Треблинки. И вот это наш первый урок о недельной главе Ваикра, и обо всей книге, третьей книге Пятикнижия, и объяснение того, почему Вс-вышний обращается к детям Израиля, а не к коґенам в книге Ваикра.
Сегодня мы займёмся второй главой, и, соответственно, третья серия будет построена на удивительном вопросе, связанном с третьей главой, с главой Шмини, через главу Шмини, мы выйдем на лель ґа-седер. Понятно, что и во временном промежутке мы всегда говорим о празднике Песах, а лель ґа-седер всегда находится между главами, это может быть Ваикра-Цав, но обычно это Цав-Шмини. То есть вот эти три главы, между которыми обычно находится Песах. И потому они так очень жёстко завязаны на судьбу Израиля. В особенности глава Цав, вторая глава третьей книги Пятикнижия.
Вопрос, с которого мы начинаем. Дело в том, что, как и положено второй главе, в отличие от первой, она – сужение общей темы, заданной началом. Вот первая глава Ваикра задаёт и как бы содержит в себе всю третью книгу. Не так вторая глава. Вторая глава начинается, помните, мы её вспоминали именно поэтому, вот так, на первый взгляд, должна была начинаться вся книга коґенов. «И сказал Вс-вышний Моше: «Прикажи Аґарону и сыновьям его.»». Вот жёстко, видите – обращение к коґенам, это книга коґенов, всё правильно. Но это вторая глава, и потому спецификация нужна и очевидна. А то, что нас некоторым образом выведет на общую концепцию Песаха и будущего избавления нас с вами – корбан тода. То есть детализация уходит от темы просто приближения к приближениям более конкретным. И это из сказанного коґенам, в этой главе появляется из ряда вон выходящее приближение, и это благодарственное приближение. И о нём я говорил не раз, и мы довольно много объясняли. Кто помнит, почему только коґены, а остальные только в исключительных случаях могут приближать это приближение? Всё это было сказано и есть в книге «Путешествие по недельным главам». Вопрос, который я собираюсь задать про благодарственное приближение, действительно двояк. То есть два интересных и глубоких вопроса.
Вопрос номер один – это Шульхан Арух. Шульхан Арух говорит про мизмор летода, это «Ор ґа-Хаим», параграф 51, закон №9. И он говорит буквально следующее, что этот мизмор, и сегодня же у нас нет Храма, что этот мизмор – часть того, что есть подготовительная часть молитвы – вот все хваления, которые мы читаем перед самой молитвой. Вот это хваление, вот эта песня, её следует читать стоя. И наши ашкеназские мудрецы прямо говорят, что это жёстко необходимо, когда вы читаете, это можно только стоя и ещё петь. Вот я со всеми своими неоперными данными честно вторую строчку, по крайней мере, пою, причём это идёт у меня изнутри, только потом я узнал про эту ґалаху, то есть когда я уже стал это говорить, у меня это шло песней, просто идёт изнутри. И, оказывается, это ґалаха, надо петь, тихонько, естественно, не мешая другим евреям молиться.
Но говорит Шульхан Арух вещь куда более телесную. Дело не в том, что нужно стоя и ещё напевать про себя, но это песня без конца. То есть в следующем мире эта песня останется, остальные хваления уйдут, а это останется. Это наш первый большой вопрос: а что такого есть в этом хвалении, которое, между прочим, заменяет по смыслу тот самый корбан тода, поскольку сегодня нет Храма и, понятно, что в частности нет и благодарности в виде приближения. Не забудьте зайти на наш сайт, там отдельно комментарий, он как бы примыкает к тому, что вы сейчас слушаете, и там объяснение РаШИ, он от имени раби Ишмаэля объясняет, что четыре категории евреев приближают вот этот самый корбан тода: это спускающиеся в море, и там подробно-подробно объясняется.
Мы этого сейчас не касаемся, и наш второй вопрос связан с ещё одной уникальной особенностью этого корбана. Итак, Шульхан Арух (и это наш первый вопрос) говорит, что он останется навсегда, другие исчезнут, в смысле, будут неважны, потому что хваления будут, как Пурим и Ханука – каждый день будет праздник, праздники, следовательно, будут каждый день, и не будет специальных праздников, кроме Пурима и Хануки. Здесь ровно та же идея: хваление будет состояние души любого человек в следующем мире, а вот это, тем не менее, будет из ряда вон выходящим. Это песня без конца. И второй вопрос связан тоже с вот этим делегированием в следующий мир вот именно этого корбана, в виде песни или в виде самого приближения, потому что вот эта песня – духовная составляющая этого корбана. То есть, когда нет материальной составляющей, нет Храма, мы не можем его приближать, то есть вот этот вот мизмор летода, благодарственная песня.
Второй вопрос, связанный с появляющимся в нашей главе, корбаном, Ваикра Раба, самый древний из дошедших до нас в письменном варианте мидрашей, и в нём сказано, что (буквально) все наши в следующем мире последующие приближения будут благодарственными, это основывается на строчке из хваления царя Давида, 56 псалом (как говорят христиане), 13-е предложение: Ашалем тодот лах. И я исполню все свои обеты и заплачу благодарствия Тебе, Вс-вышний. Говорят мудрецы, почему множественное число? Ведь корбан-то – он один. Нет, говорит, это будет и в следующем мире: и благодарность – то есть духовная составляющая, и ещё будет материальная составляющая – корбан тода. Вот из этого они делают удивительный вывод, что вот там, в следующем мире, вот там, в будущем – два. На первый взгляд, понятно, но всё-таки интересно. Почему интересно? Потому что у этого корбана мы сейчас обнаружим, и это начало ответа на вопрос, почему именно он связан с будущим, со следующим миром, что в нём есть такого, что делает его песней без конца, и приближением, которое мы будем приближать вот тогда уже, в следующем мире. Материальная и духовная составляющие этого корбана – они обе являются неотъемлемыми атрибутами следующего мира.
Приближение хамец
Так вот, ответы начинаются с определения спецификаций: что особенного есть в этом корбане, чего нет нигде? Потому что, слава Б-гу, есть шломим, вот эти мирные, как мы любим переводить, жертвы, которые устанавливают, помните, они делятся – и коґен получает, и Вс-вышнего не обидели, и ещё нам чего-то остаётся – мирная жертва, прекрасно. Есть исправляющие - хатат, есть повинности – ашам. Что особенного здесь? И ответ действительно интереснейший, и он нас выводит, вы не поверите, не к Песаху, а к тому, что должен сделать Песах. А что должен сделать Песах? Песах, как вы помните, должен сделать в конце Дарование Торы. И чем характерно Дарование Торы, как мы учили? Исключительным приближением – две халы. И что в этом удивительного? Сказано в главе Цав, цитирую: Коль-сеор веколь дваш ло-тактиру мимену. То есть любое квасное и мёд (имеется в виду фруктовый мёд, финиковый) нельзя использовать в приближениях. Почему? Мёд, действительно, не используется никогда, но квасное, таки да, используется, всего два раза. То есть во всём кругообороте года и всех приближений, включая тамид, каждодневное, постоянное приближение, всего два раза появляется исключение. И когда два раза исключение, так это, как мы увидим с вами, одно и то же исключение, потому что, если помните, первые две мицвы, которые были даны ещё в Египте, «месяц этот для вас начало месяцев», и следующая мицва была Песах, то есть корбан Песах. То есть вот эти четыре подготовительных дня, мы обнаруживаем, что у них общий, одинаковый смысл. И здесь ровно то же самое.
А что удивительного, из ряда вон выходящего, у приближения благодарственного? Ответ: хамец. Вот тот, с кем мы уже начали войну, готовясь к Песаху, вот именно его мы обязательно должны использовать, это сказано прямо в Торе, я вам процитирую, «Ваикра», 2:11 – это запрет: Коль-сеор веколь дваш ло-тактиру мимену. Это прошлая глава «Ваикра». А в нашей главе прямо сказано, что приближение тода следует делать именно с халот, с квасным хлебом, с халами. Там не только халы, там много чего, сейчас будем об этом говорить. И эта вот из ряда вон выходящесть, спецификация, то, чего нет более ни у какого корбана, только у корбан тода, и только у замечательно важного, в праздник Шавуот приносимого хлебного дара. Две халы хлебного дара в Шавуот, и мы про них учили, сейчас мы их вспомним, для чего они. Почему тот самый хамец, с которым мы сейчас непримиримо воюем, в конечном итоге, через 50 дней даст нам вот этот замечательный символ победы. То есть тот, с кем мы воюем, станет символом нашей победы. И вот в приближении благодарственном мы обнаруживаем это самое квасное, не единственный ингредиент, но то же самое квасное. И наша задача обнаружить ровно ту же самую идею, но это дальше.
Обязательный мидраш
Так вот, мы начинаем, как и всегда, как и положено, с мидраша. Задав все вопросы и уже определив направление движения, вот эту особенность, то есть квасное, мы идём к мидрашу. И мидраш этот весьма-весьма известен не как мидраш, а как цитируемый под хупой пасук Именно пророк Йермияґу, который был свидетелем страшнейшей катастрофы – разрушения Первого Храма, именно ему говорит Вс-вышний, и это его пророчество знаменитое об избавлении, о конечном, ожидающем всех нас возвращении, и вот это коль хатан веколь кала (Йермияґу, 33:11). Говорит Вс-вышний Йермияґу, что будут ещё вот именно в этом разрушенном месте, будет ещё слышен голос жениха и голос невесты. И мидраш приводит три смысла вот этого голоса жениха и голоса невесты. Приводит их в очень прозаическом ключе: всякий, кто приходит и наслаждается свадебным пиром, но не веселит жениха и невесту, и дальше всякие нехорошие вещи про него, насколько он не понял происходящее. И получается, что вкушение пищи свадебного пира – это только для того, чтобы веселить жениха и невесту. Но тот, кто веселит жениха и невесту, получает сразу три замечательных вещи: он, во-первых, веселя жениха и невесту, удостаивается Торы, во-вторых, это уже связано с нами, он как будто бы приблизил благодарственное приближение, и третье – он как будто восстановил одно из разрушенных зданий Иерусалима.
Если с первой и третьей строчками более или менее понятно, о чём идёт речь во второй? Давайте начнём с третьей строчки. Понятно, что жених и невеста – это еврейский дом. И тот, кто веселит жениха и невесту, как бы соучаствует в доме, который они строят. Хотя, если честно, здесь всё-таки вопросик присутствует: а почему вот это веселье, оно, конечно, помогает, но, вы знаете, есть такое страшное, от Ги де Мопассана идущее замечание: парень и девка, им музыки не нужно – очень грубое и материальное. И, тем не менее, евреи, понятно, с этим принципиально не согласны и говорят: вот это веселье и помогает построить еврейский дом. Чем помогает – чуть дальше. А также понятно, почему веселящий жениха и невесту не просто соучаствует в создании дома, то есть вот эта разрушенность Иерусалима как-то исправляется вот этим новым еврейским домом, который должны построить жених и невеста, но ещё и получает Тору. Почему? Напоминаю, получение Торы – это хупа. То есть в результате чего он получает Тору? Так это же свадебный подарок, это же Вс-вышний с нами соединяется там, на Синае. А как можно соединиться? Ну, как с нами Вс-вышний может соединиться? Ответ: через Тору. И потому всякий, кто участвует, веселит жениха и невесту, он как бы получает Тору в качестве соучастника хупы. Что непонятно? При чём здесь корбан тода? При чём здесь благодарственное, нами сейчас обсуждаемое, приближение? Но это начало ответа, то есть первое указание, по какому пути мы пойдём. Это идея хамеца, который участвует только в этом приближении, и ещё хлебный дар на праздник Шавуот. Всё, два исключения всего. Мы их должны, естественно, соединить, потому что не бывает двух исключений, исключение бывает только одно. А если их два, так они, простите, одно. Помните, ещё, например, кровь милы и кровь Песаха. Если брит-мила – это кровь, и кровь, которой мазали, то это должна быть одна и та же кровь, это не может быть две разных крови, не бывает двух. Всё должно сводиться к одному.
Ещё одна удивительная особенность, и с неё начнётся раскрутка ситуации. Рав Ицхак Абарбанель, объясняет эту особенность и задаёт этот вопрос. Все приближения, кроме корбан Песах, они на два дня и одну ночь между ними. Их можно есть, временной промежуток всегда – два дня и ночь между ними. Исключение – Песах. Песах – до середины ночи всё, что мы можем. Но, оказывается, корбан тода тоже ограничен во времени относительно всех других корбанот. Его едят день, когда ты его приносишь, и одну ночь. При этом ещё мудрецы ограничивают только до полуночи, только до середины ночи. То есть, в принципе, Тора разрешает день и ночь вместо двух дней и одной ночи, а это очень интересно, почему он так ограничен во времени, а мудрецы ещё больше ограничивают только до середины ночи, чтобы не ввести человека на границу запрета.
И объясняет рав Ицхак Абарбанель. В чём особенность здесь? Почему такое ограничение, для чего оно? Его объяснение следующее, и сейчас появится, кроме хамеца, ещё одно слово – «мясо». Слово «мясо» будет играть главную роль в следующем уроке, про главу Шмини – это маленький анонс следующего урока. Но и здесь оно займёт у нас тоже не второстепенное место. Кроме того, что участвует в этом приближении хала, то есть квасно, как ни странно, ещё нужны бычок, овечка – что-то мясное. Для тех, кто давно не пас овец, я напомню, что овечка – это десятки килограммов мяса, и при всём уважении к нашим мужчинам (мужчины подтвердят), больше, чем полкилограмма мяса, вы треснете, если попробуете съесть. И что? А то, что времени у вас есть это мясо от благодарственного приближения – всего ничего. Вот зарезал с утра даже – у вас есть день и до полуночи. Вывод, говорит рав Ицхак Абарбанель – вам придётся звать гостей, без вариантов. Почему? Потому что то, что вы не съедите, придётся сжигать – это закон. Всё, что вы не успели за время, вам отпущенное, съесть, вам придётся сжигать. А сжигать – это афишировать своё негостеприимство – потому что если у вас такое количество жареного мяса, то как же вы не пригласили гостей. Или мы не грузины?
И говорит рав Ицхак Абарбанель, что идея вот этого мяса, которое надо съесть, и всего за один день и полночи, конечно же, мы благодарим за что? Мы благодарим за чудо. Благодарность – она за чудо, что произошло что-то сверхзамечательное – мы выздоровели, нас выпустили из тюрьмы, мы добрались до суши, хотя нас очень сильно трепало в море. Ну, и самое главное – мы прошли пустыней жизни. И в этом случае мы приносим благодарное приближение, и часть его, кроме квасного, это мясо, а мяса много, а времени мало. И мы вынуждены, без вариантов, приглашать гостей и есть это вместе, естественно, всем рассказывая, по какому поводу мы собрались есть шашлыки.
Вот это спецификация и уже, более или менее, понятно направление движения. То есть мы движемся в сторону следующего мира, в сторону опубликования чуда, пирсум ґа-нес, как в Хануку, идея ровно та же самая, но всё это ещё связано с квасным, а это уже как бы напрягает, потому что когда мы едим в праздник Шавуот (ну, не мы, конечно, коґены), приносится хлебный дар, то его смысл, как объяснял мой учитель рав Франк, йецер ґа-ра, он символизируется квасным. Что такое йецер ґа-ра? Помните, моё определение хлеба – много возомнившая о себе маца. Мука, вода, а что ещё? А ничего – пузырьки воздуха. Окисление, всходящая опара. Много раз это говорили. Тогда почему, начиная с войны с йецер ґа-ра, мы, в конечном итоге, отмечаем победу, получение Торы, вот именно хамецом. И ответ достаточно прост: тот, кто нам мешал, оказался нашим главным помощником. Йецер ґа-ра, вот этот наш недостаток, он был движителем прогресса, и мы, в конечном итоге одержав победу, не уничтожаем йецер ґа-ра, а признаём, что всё, что было, было не зря, не напрасно было. И вот этот самый наш враг в конечном итоге привёл нас к победе. Он не соучастник победы, но мы говорим, что Вс-вышний всё придумал правильно, и зло служило добру. С ним было очень тяжело, оно нас очень сильно било, казалось, что мы ему проигрываем, и, тем не менее. Конечно, праздник со слезами на глазах.
Вопросы и ответы
Насколько понятна общая концепция благодарственного приближения, корбан тода, а также его духовный аналог, мизмор летода, который мы должны читать стоя и ещё напевая, даже при отсутствии у нас оперных возможностей.
Вопрос: Что на практике сегодняшним днём является благодарственным корбанот? Кроме молитвы, может быть что-то?
Ответ: Сегодня, как известно, мы лишены Храма, и мы не можем, соответственно, приближать приближения. Что сегодня заменяет работу в Храме – молитва. Вот этому кусочку работы в Храме – приближению благодарственному – соответствует мизмор летода, которую мы говорим в утренней молитве. Как бы готовясь к молитве, мы произносим мизморим, один из них следует произносить стоя, и про него говорит Шульхан Арух, что его следует напевать, поскольку эта песня никогда не закончится. Его поэтому следует петь, намёк, конечно, слово «шир» на замыкание круга, что мы замкнём круг, в этом идея песни, мы это много раз учили. И вот это то, что есть у нас сегодня от этого благодарственного приближения. Есть мизмор летода, то есть его духовный адекват.
Вопрос: Но ведь корбан Песах, даже нет Храма, приносить, приближать можно. Корбан Песах можно приносить вне зависимости от того, есть Храм или нет. А если это так, тогда…
Ответ: Несомненно, корбан Песах можно приносить, и помните, 12 июня 1967-го года, когда всем нам не товарищ одноглазый, агрессивный бестия, чистый фараон, Моше Даян, так его рисовал Владимир Семёнович Высоцкий, отобрал у нас эту удивительнейшую возможность, поскольку, действительно, Храмовая гора, только на Храмовой горе, поскольку, как только были отменены бамот, возвышения, только на Храмовой горе мы, евреи, даже ритуально нечистые, могли, по крайней мере, теоретически построить жертвенник и приносить корбан Песах. Если бы это было, поверьте, всё могло бы быть иначе.
Вопрос: Если корбан Песах разрешён, а я точно знаю, что разрешён, это по Маймониду, тогда получается, смотрите, корбан Песах, во-первых, вышли из тюрьмы, из Египта – вышли, перешли море – перешли, всё на свете у нас есть, и даже выздоровели от болезни большой. То есть корбан Песах – это и есть большая общественная тода.
Ответ: Вы забегаете вперёд, но я с вами абсолютно согласен, что корбан тода и корбан Песах – это, в конце концов, будет не два, а один. Кстати, очень красиво, обратите внимание, что корбан Песах, собственно, подытоживает эти четыре вещи, никогда этого не замечал. То есть действительно, мы с вами прошли через море – есть за что благодарить, мы с вами избавились от египетских болячек – там, на Синае, помните, всех оздоровил Вс-вышний, и мы с вами вышли из страшной тюрьмы народов – Египта. То есть все четыре причины в Песахе присутствуют. Совершенно красиво, да.
Вопрос: У меня вопрос и просьба одновременно. А можно перекинуть мост между тем, что мы отталкиваемся от йецер ґа-ра, как бы уходим от него, и оказывается, что он как бы становится нашим помостом, на котором мы возвышаемся, и клипой. А клипа тоже нас приводит к возвышению.
Ответ: Несомненно. Задача клипы, так же, как и задача йецер ґа-ра, дать нам в результате сохранить плод, и, следовательно, эта скорлупа служит сохранению плода и выполняет некую позитивную роль. Хотя пробиться в конечном итоге очень тяжело, но в борьбе обретёшь ты право своё. Вот это, конечно, соединяет. Что здесь нужно помнить? Что змей, в отличие от пьедестала почёта, которым он должен был как бы стать для нас, поскольку мы должны были побороть его, он, к сожалению, стал «чёрт побери», пароль прежний, и он стал причиной нашего падения. В результате он отрезан. Тут очень жёстко надо проводить, и мы сейчас эту разницу проведём, между йецер ґа-ра и Амалеком. Потому что, на первый взгляд, их очень легко спутать. Змей, Амалек, а он же ангел смерти – это то, чего не будет в следующем мире, это та скорлупа, которая не часть пьедестала нашего почёта. То есть что хорошего в Амалеке – возможность проснуться от этого ночного кошмара. Что хорошего в Амалеке – возможность его уничтожить. Там ничего больше нет. И, следовательно, когда мы говорим йецер ґа-ра – это большущая проблема, нужно помнить, что мы говорим не об абсолютном зле, а об обычном зле. И вот это обыкновенное зло – оно часть той силы, которая вечно желает зла и вечно совершает благо. Оно, конечно, благо не совершает, но оно служит. И это то, к чему, в конечном итоге, мы идём.
Партнеры в устройстве хупы
Речь идёт о том, что зло и добро вместе – это очень хорошо. Но это спойлер, это то, что будет в конце. Меня сейчас интересует очень красивый мидраш. Мы его уже вспомнили, и это мидраш о том, что всякий, кто веселит жениха и невесту, тот, кто создаёт коль хатан веколь кала – голос радости жениха и невесты – соучастник хупы. Что такое имеется в виду «голос жениха», «голос невесты»? Радость, вот это голос, и этот голос присутствует на Синае, он главное действующее лицо на Синае, немножко об этом говорили, и я хочу ввести, поскольку этот мидраш говорит о трёх вещах, то я, естественно, хочу ввести буквы ґей, вав, ґей из четырёхбуквенного имени, или по-нашему, по-простому, время, пространство и драгоценную нашу личность. Так вот, что у нас получается? Во-первых, кто у нас место? Отстроенность развалюх Иерусалима. Понятно, что на уровне места мы говорим, что мы радостью, вот этой радостью жениха и невесты (акцент на слово «еврейский») позволяем, помогаем, сделать еврейский дом. Не просто дом, потому что парень с девкой – музыки не надо, а вот эта музыка, вот эта радость, которую мы добавляем – это залог еврейскости. Но я это сейчас скажу сильнее там, где, конечно, будет корбан тода.
Наше соучастие в создании радости жениха и невесты (Трактат «Брахот», 6:2)
Место |
Восстанавливает разрушенное здание в Йерушалайм |
Индивидуальность |
Нефеш Жизненность |
Время |
Приблизил корбан Тода |
Социум |
Руах Выбор |
Личность |
Удостаивается получения Торы |
Творец |
Нешама Духовность |
На самом верху у нас, конечно, Тора. Всякий веселящий жениха и невесту получает Тору – в заслугу. И мы сказали, конечно же, идея Дарования Торы – это хупа. Почему хупа? Потому что мы говорим о том, что Вс-ышний соединяется с Израилем, со своей невестой. Простите, где Израиль, и где Вс-вышний? Ответ: у них есть общность, называется Тора, и через Тору и происходит это вот соединение. Поэтому там, на Синае, Вс-вышний себя нам дарит, но через Тору, как мы учили. И потому Синай – это Дарование Торы. Но на самом деле это соединение со Вс-вышним.
Что нам осталось? Нам осталась всего одна замечательная вещь: почему всякий, кто веселит жениха и невесту, как будто бы приближает благодарственное приближение? И вот здесь очень-очень важно. Мы сказали, что на уровне нашей личности Израиль соединяется со Вс-вышним, это Дарование Торы, на уровне места мы восстанавливаем одну из разрушенных развалюх Иерушалаима. Время, если вы помните, это эмоция. И что? И у нас проблема с Ги де Мопассаном. Парень с девкой. Понимаете, ну, в конце концов, есть половые гормоны, есть жених, и есть невеста. Будете вы петь, будете вы их радовать, не будете вы их радовать, ведь Ги де Мопассан же прав! Будет музыка, не будет музыки – они соединятся. Ответ: Ги де Мопассан совершенно не прав, он ничего не понял. А именно?
Что такое приближение благодарности? Да, у вас чудо. Соединение жениха и невесты – чудо. И что? Кроме материальной составляющей, есть ещё и духовная составляющая. И кроме половых гормонов, которые абсолютно необходимы, что необходимо в еще большей степени? Ответ: то, что было там, на хупе со Вс-вышним, то, без чего не получится еврейский дом, который не просто дом – это жених и невеста, музыки не надо, хотя, если честно, всё равно надо, но мир с ними обоими. Мы же говорим о еврейском доме. Но где мы это видим? Вот там, где корбан тода. Понимаете, почему это спойлер? Потому что оказывается, что и мы при чём, то есть при Нём, то есть мы тоже соучаствуем. Где мы соучаствуем? Ответ: там, где мы выбираем Добро. И, помните, выбор, уровень руах, соответствует времени и эмоции. Время, я сейчас не развиваю эту тему, но мы это обсуждали, ближайшая ассоциация к слову «время» – это тшува, возвращение, а также эмоция, именно в отношении – стакан наполовину полон или наполовину пуст – вот это наше соучастие.
То есть получается, что так же, как и в случае с корбан Песах, так и в случае с корбан тода, что присутствует? Присутствует хамец. Но хамец – это йецер ґа-ра, хамец – это, извините, половые гормоны, половое влечение как пример йецер ґа-ра. Ответ: там, для тех, кто доживёт до следующего мира, окажется, что зло, самое натуральное зло, тоже служило добру, при условии, если мы его победим. А победа – это не уничтожение, тут очень важно, уничтожение – это уничтожение Амалека. Почему? Потому что Амалек никогда и не существовал, как мы учили, это просто ночной кошмар. А вот зло – оно реально существует, это деструктивная программа, чьё назначение – отстраивать, восстанавливать дом, разрушенный дом. Ведь когда мы спускаемся в Египет, помните, старый-старый вопрос: а что, слабо было Вс-вышнему нас из Египта не выводить? Да просто нас туда не отправлять! А слабо было без галута всё сделать, как и хотели наши братья Йосефа?
И вот этот наш ответ – «как ярко светит после бури солнце», вот эта неаполитанская песня – это снова всё один и тот же ответ. Корбан тода – он социальный корбан, он заставляет рассказывать евреям, приглашать евреев, есть вместе с евреями. Когда мы веселим жениха и невесту, мы как будто приближаем этот корбан. Почему? Потому что мы добавляем в соединение к материальному ещё капельку духовного. Ведь когда «парень с девкой – музыки не нужно», это грубо, материально и оторвано от Вс-вышнего. Но там, где присутствуют евреи, и они поют и танцуют, и создают атмосферу, жених и невеста не просто становятся мужем и женой, они становятся еврейским мужем и еврейской женой. Это не просто дом, это еврейский дом, и это не просто Тора, это Тора Вс-вышнего, это Он соединяется с нами, а Тора – это соединение Вс-вышнего и евреев. И вот это вот добавление духовной составляющей. То есть корбан тода действительно песня, которая без конца. Почему? Да потому что это песня следующего мира. Почему? Да потому что это хорошее вместе с плохим. Потому здесь обязательно участвует вот эта компонента, хамец.
Перейти на страницу: 1 2