Бехукотай
Двухлезвенный меч
«И падут перед вами
враги ваши от меча»
(Ва-йикра, 26:8)
Раби Йеґошуа Ґешель из Апты (в своем комментарии «Оґев Исраэль) замечает – «от меча», вроде бы, совершенно излишне. Действительно, ну какая нам разница от чего падут наши враги – от заразы, огня или меча?! Но поскольку лишних слов у Творца не бывает, попробуем с помощью раби Ґешеля увидеть вложенное в «заголовок» – «от меча». За основу раби из Апты берет слова царя Давида: «обоюдоострый меч в руках их» (Теґилим, 149:6). Наличие лезвий с двух сторон меча, по его мнению, намекает на двойственность падения, грозящего врагам Израиля. Но давайте по порядку.
Как мы знаем из Устной Традиции, рождение Ицхака решило проблему бездетности для многих женщин. «Слышимость» их молитв была «обеспечена» чудом беременности мамы Сары. Объясняет рав Ґешель, что чудо молитвы (ее услышанность) открывает канал духовного изобилия, выходящего за рамки ограничений материального мира.
Как пример раби из Апты приводит «повторное» чудо разрыва вод реки Иордан Йеґошуа бин Нуном. Можно вспомнить так же чудо молитвы Хони ґаМеагеля. После остановки Солнца Йеґошуа бин Нуном, чудо появления зашедшего Солнца, вызванное его молитвой, уже не выглядит излишне грандиозным.
Чудо материнства наших мам – Ривки, Рахели и Леи, после молитвы Аврама и Сарай уже не кажется чем-то невозможным. И, наконец, удивительный вывод автора «Оґев Исраэль». «Падение от меча» намекает на неодноразовость чуда победы Израиля над врагами. Удостоившись чуда «падения» врагов, Израиль приобретет возможность вызвать своей молитвой «повторное» падение – «второе лезвие».
И даст бог, наша молитва приведет к уничтожению всех врагов Израиля уже в наше время. Амейн!
|