Ницавим
Сто минус два
(Учеба. 3-4 год)
«Вы стоите сегодня все»
(Дварим, 29:9)
Третий брит – союз Исраэль-Вс-вышний – подразумевает «перемешанность» евреев друг в друге (об этом подробнее в книге «Путешествие по недельным главам»), и мидраш задает вопрос о соседстве со вторым союзом: «отчего раздел «Ницавим» соседствует со ста минус два проклятиями [второй союз], и это, не считая сорока девяти проклятий [первого союза в главе «Бехукотай»], и испугались евреи» (РаШИ к 12 пасуку, мидраш Танхума). Автор комментария «Ган раве» обращает внимание на «шероховатость»: мидраш не говорит девяносто восемь, а «сто минус два проклятия»? В то время как о проклятиях книги «Ва-йикра» сказано обычно – сорок девять, а не пятьдесят минус один?!
Объяснение связано с правилом «общей гематрии», в соответствии с которым, если не хватает одного до требуемого (ожидаемого) числа, то один приплюсовывается автоматически за счет самого слова, чью гематрию мы считаем. По мнению рава Моше Шапиро (זצייל) добавление одного происходит «за счет Вс-вышнего», который всегда Один (подробнее об этом смотри «Учеба. 1 год»). На основании вышесказанного раби Ханох-Ґених делает следующий, весьма неожиданный вывод.
Испуг евреев был связан не с количеством проклятий, а наоборот. Дело в том, что несмотря на то, что они слышали ровно сто проклятий, включая «коль холи и коль мака – и всякая хворь и всякий удар, не записанный в эту Тору, поднимет на тебя Вс-вышний» (28:61) – записаны были лишь «сто минус два». Объясняет раби Ханох-Ґених, что сто проклятий исправляют нарушения всего поколения. Но сто минус два – нет. Девяносто девять считаются за сто, но сто минус два… увы, оставляет поколение в состоянии возможной гибели, не очищая его.