Ваера
Третий и восьмой дни
«И открылся ему Вс-вышний
в Элоней Мамрэ»
(Бе-рейшит, 18:1)
Вообще-то, раскрытие Творца подразумевает некую цель – предупреждение, заключение Союза, оповещение, наказание. Но в чем смысл «и открылся ему» в данном случае?! Комментарий РаШИ: «Проведать больного. Сказал раби Хана бен Ханина: был третий день после обрезания, и пришел Вс-вышний, и поинтересовался его (Авраґама) здоровьем».
Савраньский ребе, обративший мое внимание на данный мидраш, задает дополнительный вопрос: отчего порядок «ему Вс-вышний»? Ведь обычно: «и говворил Вс-вышний Моше, сказать» – Создатель, во-первых, а адресат, во-вторых? Ключиком к объяснению послужит хасидский обычай устраивать праздничную трапезу на третий день после обрезания. Когда-то (в девятнадцатом веке) эта трапеза затмевала своей важностью сеудат мицва в честь обрезания ребенка. Дело в том, что в те времена обрезание на восьмой день было исключением, а не правилом – уж очень материально плохо жилось евреям, и дети рождались слабенькими.
Так что, все-таки, происходит на третий после обрезания день, отчего именно этот день связан с особой слабостью организма? Вспомним значение (духовное) числительного третий: «и было на третий день» – третий, значит устойчиво, постоянно связанный. Говорят мудрецы, что обрезание – это начало связи божественной души с телом. Две памятные в этом контексте даты – тринадцатилетие и двадцатилетие. Но на третий день от обрезания нешама оказывается привязанной к телу – на языке мудрецов «все 248 сухожилий и 365 органов тела оказываются под ее влиянием».
Влияние духовного ослабляет материальное. Постоянство связи с Создателем начинается в третий день, брит – союз достигает своей полноты именно тогда. Отсюда не только объяснение посещения больного Творцом, но и порядок следования слов. Вс-вышний – «вторая сторона» Союза Авраґама, раскрывается действием «первой» – обрезанием праотца!
По поводу же хасидской трапезы на третий день Савраньский ребе объясняет: брит мила связана с восьмым днем, с удивительной значимостью числа восемь (корень шемен – масло, жир, сверхобычность). И обрезание Авраґама, произошедшее (как и у многих из нас!) значительно позже восьмидневного возраста, оказывается датой менее значимой, чем не зависящий от времени самого обрезания – третий день!