Пинхас
Дочери Цлофхада «против» Моше Рабейну
(Учеба. 3-4 год)
«И приблизились дочери Цлофхада… почему
Убавится имя отца нашего… дай нам владение
в среде братьев отца нашего! И приблизил Моше
их суд перед Вс-вышним. И сказал Вс-вышний Моше,
сказав: «Правильно дочери Цлофхада говорят…»»
(Бе-мидбар, 27: 1, 4-6).
РаШИ объясняет: «должна была эта параша (история) быть записанной Моше, но заслужили дочери Цлофхада, и была записана через них (27:5). Так записана эта история перед Небесами, значит, видели их глаза то, что не видел глаз Моше» (к 27:7). Вопросы очевидны. Как это «записана через них», ведь вся Тора записана Моше?! Ведь «во всем доме моем доверенный он» - что скрыто от Моше??! Не может быть!
Конечно же мудрецы говорят не об ограниченности духовного уровня человека, владевшего всей (!) Торой, а о его удивительно высоком уровне. Ведь, объясняет Савраньский ребе, Моше Рабейну не имел никакого отношения к золотому тельцу. А, следовательно, и к ангелу Смерти! Вспомните, каким был его уход из этого мира – «поцелуй Вс-вышнего». К делам, связанным со смертью, в частности, к наследованию имущества, наш Учитель не имел никакого касательства. Именно поэтому эта часть Торы была «записана через них», подобно последним десяти предложениям книги «Дварим», которые были разъяснены через Йеґошуа бин Нуна.
Дочери Цлофхада заслужили величайшую честь – законы наследования были раскрыты через них – «их глаз видел» невидимое для Моше Рабейну, ибо Моше был выше смерти!