Ки Таво
Схар (вознаграждение за) мицва – мицва
«Послушался я голоса Вс-вышнего,
Источника всех моих сил, создал
я все по Его повелению…»
(Дварим, 26:14)
Свидетельство приносящего первинки – бикурим в совершенстве исполненной мицвы, вызывает некое недоумение. Комментарий РаШИ: «радовался и радовал [других]» мало что проясняет в безапелляционности заявлении еврея, исполняющего мицву. Мы начнем с комментария раби Менделе и сместимся, благодаря ему, в сторону куда более общего вопроса о смысле мицвот вообще.
Раби из Коцка объясняет: «заявка» на безупречность – это часть исполнения приказа Создателя. А приказ – это приказ!
Савраньский ребе предлагает следующую аналогию, проясняющую смысл исполнения мицвот. Приказы Абсолютного Творца очевидно необходимы нам, а никак не Ему[1]. И, следовательно, подобны они советам искусного и опытного врача, выписывающего больному рецепт.
Предписанные Целителем средства вовсе не всегда понятны нуждающемуся в Исцелении, но от этого не менее, а более полезны. Ведь они не ограничены восприятием (уровнем) страждущего. Как говорит современная фармакология: более половины успешного действия лекарства, это вера пациента в его полезность!
И мы незаметно вышли на понимание сказанного раби из Коцка, а также получили ответ на весьма заковыристый вопрос: но если больной принимает лекарство, выписанное врачом, то в чем его заслуга??! Ответ – его вера в Исцелителя и есть его награда! Приказ, есть приказ! А Исцеление есть результат двух (!) причин: искусства Целителя и веры исцеляющегося от себялюбия еврея!
Вот теперь мы можем подступиться к РаШИ «радующийся и радующий [других]». Говорят мудрецы: существует чрезвычайно простой способ различать, сколько веры вложено в исполнение мицвы. Радость от ее исполнения прямо пропорциональна вере (душе), вложенной в ее исполнение. А если еврей светится, то он не просто становится «вашим сиятельством» – его горение позитивно влияет на окружающих. Вознаграждение за исполненную мицву – исполненность мицвы! Награда за лечение – здоровье. А радость – залог здоровья. Антиеврейский лозунг: «тяжело в лечении – легко в гробу!»
[1] Абсолютность означает отсутствие недостатков в любом виде!