Воскресенье, 16.12.2018, 01:32
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Матот

Матот

Три основные темы составляют содержание главы «Матот» – «Посохи»: законы обетов и клятв, месть Мидьяну и желание двух с половиной ветвей получить надел в Заиорданье. Понимание общности этих тем, соединённых мудрецами в одну главу, будет достигнуто, если мы вспомним о времени чтения этой главы. Эта глава всегда читается в самые тяжёлые для Израиля дни – между семнадцатым тамуза и девятым ава. И мы воспользуемся замечательным комментарием Любавического ребе для понимания сути этих дней и нашей главы, неразрывно связанных во времени.

Ветви Израиля называются в Торе двояко: ветви и посохи. Два этих названия описывают два состояния нашего народа. «Дерево», на котором «произрастают» а идише нешоме – еврейские души – это сам Создатель. И наименования «ветвь» и «посох» описывают два уровня связи между душой и её Источником. Открытая и очевидная связь описывается термином «ветвь», а скрытая и нетривиальная – термином «посох».

В общем смысле первое состояние («ветвь») – это душа как она есть перед её связью с материальным телом. Подобно ветви, которая есть органичная часть дерева, душа в этом её состоянии – часть Всевышнего, абсолютно прилепленная к Нему. Состояние души после того, как она «связывается» с материальным телом, описывается термином «посох». В этом состоянии вовсе нетривиально проследить изначальную связь с деревом (представьте себе полированную трость с серебряным набалдашником).

Тело, ощущающее себя весьма независимым, вовсю воюет с душой за её право быть привязанной к Источнику, и иногда может показаться, что инкрустированная модная тросточка вообще никоим образом не деревянная. Но в том-то и смысл «материального падения» души. Несмотря на удивительную привлекательность зелёной, мягкой и гибкой веточки на дереве, которая, может быть, даже украшена цветами, она абсолютно несамостоятельна и, поэтому, – безумно ранима.

Будучи оторванной от дерева, несмотря на всю тяжесть своего положения, отсутствия регулярного поступления живительных соков из дерева, а на самом деле – благодаря ему, живая веточка высыхает и становится… вот именно – палкой! Душа, «связавшись» с телом, платит отсутствием видимой (ощутимой) связи, но приобретает удивительную жёсткость, которая позволяет преодолеть все тяжести и невзгоды этого мира и обнаружить, вопреки всему, сохранившуюся связь с Творцом, которая от невзгод и преодолённых трудностей стала глубже, осмысленней!

Разделение на «ветвь» и «посох» прослеживается через весь ход еврейской (человеческой) истории. С одной стороны, пока Микдаш действовал, у нас была удивительнейшая жизнь, в центре которой было живительное питание Всевышним своего народа (и всего мира) через Храм. Как раз то состояние, которое обозначено «ветвь».

С другой – разрушение Храма и почти нескончаемый галут закалили наш народ, придали ему крепость и внутреннюю несокрушимость – как у тяжёлого посоха. И в этом внутренний смысл всех невзгод и разрушений, выпавших на долю нашего народа. Конечный результат – выстраданное понимание, что нам не на что и не на кого полагаться в этом мире, кроме Создателя.

Намёк на это несёт в себе самое тяжёлое время года – время чтения нашей главы. Вслед за тремя «тесными» неделями начинаются семь недель «утешения» – удивительной близости между Создателем и его детьми. И главный результат «спуска» души, истории еврейского народа – соединение Кнессет Исраэль (общееврейской души) с Творцом на более глубоком, чем естественный, уровне.

Приведём пример из нашей, человеческой жизни. Состояние беременности – состояние удивительнейшей, полнейшей связанности плода и матери, которое обрывается рождением ребёнка. Но в идеале, пройдя сквозь все жизненные перипетии, приобретённая, раскрытая и осознанная любовь родителя и ребёнка глубже естественной связи плода и материнского организма.

Все три темы нашей главы, предваряющей вступление народа Израиля в Страну Израиля, говорят о приобретении жёсткости в трёх измерениях нашего бытия (по излюбленной схеме «Три плюс Один»). В плоскости понимания (разума) действуют дополнительные обязательства, которые еврей берёт на себя, ощущая слабость в определённых точках своего «Я».

В плоскости эмоций работает месть Мидьяну, укрепляя нас в этой обширнейшей области чувств (по сути, это гнев на собственную слабость!).

На уровне поступка сверхобычное совершают посохи Гада, Реувена и Менаше, укрепляя для нас несомненность светлого будущего в границах «от Нила до Евфрата»1 (Дварим, 1:7), как сказано: «Раздвинет Всевышний Всесильный твой границы твои» (Дварим, 12:20, 19:8). И всё, что нам остаётся пожелать – поскорей бы!

В завершение несколько слов о еврейском понятии некама («נקמה»), неудобопереводимом (за неимением лучшего) как «месть». Так же как ивритское мелех принципиально отлично от русского «царь», так и некама тяжело спутать с местью. Русское слово означает поступать с обидчиком так, как он поступил с тобой, ивритское же некама происходит от корня кам («קם», «cтоять»), леґаким – «восстанавливать». И смысл этого ивритского понятия – восстановление попранных прав потерпевшего. Лучшая месть пытавшемуся помешать – твой успех! Разрушившему мстим восстановлением. Нацисту – вечностью существования убиенных им и его собственным исчезновением! Убирание из реальности (нашей, субъективной) Зла будет окончательным мщением Всевышнего. 2 Именно поэтому убирание Мидьяна, не согласного с существованием Израиля, называется местью, то есть возможностью нашего существования.


1 «Сифри» к «Дварим», 12:20, РаШИ к «Дварим», 19:8, РаМБаМ «Законы царей», 11:2.

2 Об этом рассказывает мидраш: «В конце времён придут ангелы к евреям с вопросом: «Где Создатель?» А Всевышний будет занят местью», – восстановлением попранных прав Исраэля. Недостаток как понятие недоступно пониманию/ощущению духовных существ, ибо в духовном не может быть недостатка!

Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Семинары и шабатоны [279]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [626]Объявления [163]
Статьи [1136]Видео уроки [141]
Уроки Торы онлайн [108]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [28]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод