Ва-йешев
Пшат и ремез
«И взял хозяин Йосефа и поместил его в тюрьму, место,
где заключенные царя заключены. И был там, в тюрьме»
(Бе-рейшит, 39:20)
Мы уже отмечали особенность тюрьмы, принадлежащей сар ґатабахим – начальнику палаческого корпуса – камера смертников, где решалась судьба (жить или умереть) сановников фараона. И пшат, т.е. временно-пространственные рамки происходящего, нам, до некоторой степени, понятны. И потому, вслед за Леви Ицхоком из Бердичева, акцентируемся на «лишнести» слов, завершающих эпиграф: «и был там в тюрьме» - какую информацию они несут?
Очевидно, что эти слова намекают на некоторую деталь в уже проявленной пшатом общей картине. Деталь эта, говорит «Кдушат ґаЛеви», потрясающая способность Йосефа принимать происходящее, как волю Создателя. У Йосефа за время его нахождения на посту всесильного (доверенного) управляющего миллиардерским имуществом Потифара поднакопились кое-какие связи. И он мог попытаться их использовать, дабы выбраться из тюрьмы.
Но, и в этом высота Йосефа, он полагается на то, что «Вс-вышний знает, что делает» - ведь, очевидно, что все подстроено! И, по мнению раби Лейви-Ицхока, именно об этой невероятно высокой жизненной позиции Йосефа и сообщают «лишние» слова Торы. И это уровень намека – ремез, второй из Уровней восприятия Пятикнижия – детализирующий общую картину пшата.