Ва-йешев
Быть иудеем
«И отказался, и сказал жене господина своего:
Вот господин мой не знал со мной, что в доме и все,
что есть у него, дал в руку мою. Он не больше в
доме, чем я, и не удержал от меня ничего, а только
тебя, поскольку ты жена его. И как сделаю зло
великое это и провинюсь перед Вс-вышним?»
(Бе-рейшит, 39:8-9)
И все же, что позволило Йосефу отказаться? Не удержаться, это будет в следующем эпизоде, а именно отказаться. Какая рациональная причина позволила ему противостоять утверждению жены Потифара о рождении от них Машиаха, сына Йосефа? Савраньский ребе обращает внимание на единственное число глагола «провинюсь», ведь речь идет о совместном преступлении?! Следовало бы сказать «как сделаем зло великое это и провинимся перед Вс-вышним»…
Конечно, Йосеф берет на себя полную ответственность за то, что кажется ему ошибкой-хэт, но что позволило ему идентифицировать предложение, сделанное женой его господина, как ошибочное? Очевидная причина – супружеская измена, не объясняет единственное число «провинюсь», «сделаю». Савраньский ребе предлагает следующую концепцию, прямо вытекающую из процитированного отрывка.
Не может самая высокая мечта реализоваться через… неблагодарность. Чужеземный раб, которого хозяин сделал абсолютным правителем миллионерского имения: «не удержал от меня ничего, а только тебя» - должен проявить черную неблагодарность?! Это его, Йосефа, провинность перед Вс-сильным (категория Суда)!
Практический вывод – не может выбор, включающий в себя малую толику неблагодарности, быть выбором Добра. Благодарность не средство – ощущение признательности людям – единственное средство быть благодарным Вс-вышнему. Только соединение малых частей дает Цель (Замысел). Мы яґудим – иудеи – те, кто будут благодарить.