Ницавим
Тшува как жизнь
«Жизнь и смерть дал Я перед тобой –
благословение и проклятие, и выбери жизнь»
(Дварим, 30:19)
В данном случае вопрос рождается из сопоставления с началом главы «Реэ»: «Посмотри, Я даю перед вами благословение и проклятие». Почему в нашем случае ставки подняты до жизни и смерти?? Очевидно, что наш путь к Создателю один, но их «два». Путь Торы – браха – изобилие, постоянное связывание происходящего с Источником. Альтернатива – путь страданий – клала – порча. Проклятие – клала от корня каль – легкий, это хорошо известный нам короткий-длинный путь. И соблюдение мицвот – браха, в первом варианте – это длинный-короткий путь. Оба пути (а по сути – один, лишь два восприятия) – это жизнь. Так отчего же в нашей главе «расценки» существенно иные? Ответ, со ссылкой на Меира Симху Коэна из Двинска, дает Савраньский ребе.
С самого начала тридцатого параграфа Пятикнижие говорит о тшуве – возвращении: «и вернешь в сердце свое», «и вернешься до Вс-вышнего, Источника всех твоих сил», «и вернет Вс-вышний твое возвращение» - и так весь параграф. И если в первом случае, в главе «Реэ», речь идет о выборе пути – Тора или страдания, то во втором, в главе «Ницавим», выбор возвращаться или, не дай бог, не возвращаться, это выбор между жизнью и смертью.
Выбор из главы «Реэ» - это выбор тяжести и легкости жизненного пути. И путь страданий – клала, это тоже путь. Но отчаяние, решение не возвращаться – это выбор смерти. Отсюда не просто предпочтение Родителя – Тора и ее законы, но «выбери жизнь» - возвращайся, как бы далек ты ни был (в своих ощущениях) от Творца. Альтернатива – отрицание!