Ва-йешев
Ссора праведника
«Вот порождения Яакова – Йосеф»
(Бе-рейшит, 37:2)
Хрестоматийно знакомый комментарий РаШИ, объясняющий первое предложение нашей главы: «и сел Яаков» (37:1): «хотел Яаков сесть в спокойствии, прыгнула на него ссора Йосефа». И вопрос, который всегда не давал мне спокойно относиться к этому комментарию РаШИ – какая такая ссора его?! Ведь это братья испытывают по отношению к Йосефу «неположительные» эмоции, а Йосеф…??!
Раби Менахем Мендл из Косова основывает свое объяснение на книге Зоґар. Гиматрия слова рогзо – 216, совпадает с гиматрией слов гвура – мужество и йиръа – трепет. А задача Йосефа смягчать галут – изгнание и дать Израилю сохранить себя до прихода Геулы – Избавления. «Ссора (гнев) Йосефа» - это способность Йосефа делать приговор менее суровым. И потому перед спуском в Мицраим (предрешенным!) проявляется «рогзо шель Йосеф».
Полная неожиданность для Яакова такого развития событий связана с его ощущением, что все уже произошло. Ведь пророчество, данное Авраґаму в «союзе разделанной телицы – брит бейн ґа бейтарим» говорило о четвертом поколении, уходящем с большим имуществом. И двадцать один (без малого) год в галуте у Лавана, который Яаков хотел завершить через 14 лет: «И было, когда родила Рахель Йосефа, и сказал Яаков Лавану: «Отошли меня, и я пойду в свое место, в свою страну»» (Бе-рейшит, 30:25).
Йосеф – первенец суженой Яакова – Рахели, четвертое поколение. И исход Яакова от Лавана – зародыш Исхода Израиля из Египта. Вот только египетское рабство продлится «по полной программе» десять (полнота), помноженное на двадцать один – двести десять лет!
А РаМБаМ говорит о последней ссоре братьев – королей Антигноса ІІ и Аристоблуса ІІ, случившейся в 67 году до «ихней» эры, как о начале Римского (западного) галута, который продлится (быть может?!) две тысячи сто лет!