Пинхас
Претензия ветвей
«Пинхас, сын Эльазара,
сына Аґарона коґэна»
(Бе-мидбар, 25:11)
РаШИ, объясняя необходимость повторения в нашей главе слов из главы предыдущей («и увидел Пинхас, сын Эльазара сына Аґарона коґэна» (25:7), приводит мидраш мудрецов: «Т.к. ветви унижали (оскорбляли) его: «Посмотрите на этого потомка Пути, отец матери которого откармливал тельцов для чужой работы, а [сам] убил главу ветви в Израиле»» (Трактат «Санґедрин», 82:2).
Савраньский ребе обращает наше внимание на то, что этот мидраш не понятен (как и полагается третьему уровню контакта[1] с Пятикнижием!). Ведь, если бы речь шла о пренебрежении и происхождении, то тогда сказанное ветвями было бы… комплиментом! Для нас, бывших советских евреев это очевидно. «Ведь мой папа был «член партии» со всеми вытекающими, а я… о-го-го!» Короче «сипур шель бааль-тшува» или по-русски – «из грязи в князи». Но тогда, что хотят сказать мудрецы?
Ключевая деталь – «откармливал телят для чужой работы». Мудрецы, по мнению Савраньского ребе, имеют в виду рвение Итро, дедушки Пинхаса (Элишева - его мать, сестра Ципоры, жены Моше), вообще свойственное чужой работе. (Вспомните царя Менаше и его истукана в Храме[2]). Получается, что ветви обвиняют Пинхаса в самом страшном для «ревнивца» - в отсутствии… рвения[3], в излишней (для «фанатика»!) рассудочности! И это объясняет свидетельство Создателя» «ревнуя ревностью Моей» (25:11).
[1]«ПаРДеС» — четыре уровня понимания и толкования Торы:
Пшат (פְּשָׁט), Ремез (רֶמֶז), Драш (דְּרַשׁ, от ивр. «спросить, найти, толковать»), Сод (סוֹד)
[2] Смотри курс «Темные места Торы», гл.1, тема 2 «Заклание Ицхака как духовная прививка от религиозного экстаза и его последствий» из «Учеба. 1 год».
[3] Даже рассуждения типа «Это надо сделать, чтобы спасти народ Израиля» - диагноз: рассудочность