Вакґель
Вопрос очередности
В нашей главе Моше «собирает общину детей Израиля» (35:1), чтобы передать им «это то, что велел Вс-вышний сказать», приказ о построении Мишкана. Но начинает Моше законы о сооружении Обители с… Шабата?! В предыдущей главе «Ки тиса» Вс-вышний завершает Шабатом повеление о постройке Мишкана (31:8). Отчего так?
Отвечает раби Ицхак Меир из Гура. Повеление о Мишкане, денное Вс-вышним дано (одно из мнений) до золотого тельца, т.е. еще на уровне «наасе и нишма» Израиля. Потому делание (наасе) переносного Храма предшествует нишма Шабата. (Шабат, согласитесь, «придуман не нами», и от нас зависит лишь уровень восприятия, но никак не он сам!). Но после промаха Моше руководствуется мидрашом «если не наасе, то хоть нишма» - т.е. путь к «наасе» теперь лежит через «нишма», и потому Моше предваряет повеление делать Мишкан законом Шабата Творца.