Трума
Взятие давания
«И возьмут Мне пожертвование…»
(Шмот, 25:2)
Приведем два мидраша мудрецов, весьма неожиданно трактующих процитированное начало главы:
«В час, когда сказали Исраэль «наасэ и нишма», сказал Вс-вышний: «и возьмут Мне пожертвование».
«Это предложение [«и возьмут Мне пожертвование»] вытекает из написаного: «Тебе, Вс-вышний, величие и мужество» (Диврей ґа-ямим I, 29:11)».
Первый из них можно расшифровать с помощью сказанного в Трактате «Кидушин» (41): «всякий, жертвующий не свое, его пожертвование – не пожертвование». А поскольку все принадлежит Создателю, то что мы можем Ему дать?! Но сказали мудрецы: когда исполняет Израиль волю Творца, то «а Землю дал людям» (Теґилим, 116:16). И потому мидраш ставит повеление «возьмут мне» как следствие «наасе и нишма» – исполняя Его волю, мы становимся обладателями этого мира и можем, следовательно, жертвовать.
Второй можно объяснить, вспомнив о нашем замужестве: Израиль – невеста, а Создатель – жених. Как сказано у мудрецов: «Вс-вышний кидеш (выделил) Израиль тремя вещами – серебром, контрактом и сожительством. Серебром – пожертвованиями на Мишкан. Контрактом – Торой. Сожительством в будущем». Серебром для Мишкана, которое принесли евреи, взял нас Вс-вышний замуж??! Но сказано в Трактате «Кидушин» (57): «может женщина выделяться [выходить замуж], если сама дает деньги мужчине, но только если этот муж велик». Именно поэтому, подчеркивает мидраш, «тебе, Вс-вышний, величие и мужество», т.е. мы, давая, «берем» себя замуж за Творца!