Пинхас
Чудо оживления и его следствие
«И говорил Вс-вышний [обращаясь] к
Моше, сказать: Пинхас бен Эльазар
вернул гнев мой от сынов Израиля…
Вот я даю ему мой союз мира»
(Бе-мидбар, 25:10-12)
Мидраш «Бе-мидбар раба» говорит: «по справедливости (бе-дин) – это, чтобы получил (Пинхас) свою плату». Вопрос: «Кто бы сомневался?! Или Создатель может обидеть??!!». Короче, что хотят сказать мудрецы?
Раби Ханох Ґених предлагает следующее объяснение, основанное на сказанном автором «При магадим». Вознаграждение ожидает удостоившихся в следующем мире. И это оттого, говорит «При магадим» в общем предисловии, что Творец не доверяет человеку, как сказано (Иов, 15:15) «вот выделенным своим не доверяет» - ведь может человек испортить. И потому нет возможности вознаграждения в этом мире.
Рав Йонатан Айбешютц, со ссылкой на книгу «Зоґар» утверждает, что всякий умерший и чудесным образом возрожденный, более неподвластен йецер-ґара – деструктивному началу[1]
Но говорят мудрецы, что душа Пинхаса покинула тело, когда ветвь Шим’она угрожающе приблизилась к нему, и взамен его души с телом Пинхаса соединились души Надава и Авиґу, сыновей Аґарона. Это чудо явилось залогом дальнейшей безупречности Пинхаса (он же пророк Элияґу, см. Ялкут Шимони, «Бе-мидбар», 771) по жизни. И отсюда возможность получения награды уже в этом мире.
Следовательно, «по справедливости получил Пинхас вознаграждение», подчеркивают мудрецы. Желающим получить интеллектуальный бонус предлагается сравнить данный комментарий с объяснением Савраньского ребе, отвечающим на вопрос: «отчего Пинхас сын Эльазара сына Аґарона был единственный не-коґэн в семье?» (см. комментарий на эту нед. главу http://mmgitik.com/index/vera_zalog_uspekha/0-627 )
[1] Книга «Аґават Йонатан», ґафтара на Шабат Хануки