Тецаве
Как смотреть сердцем
«И буду обитать внутри детей Израиля,
и буду им Источником всех сил, и узнают,
что Я – Вс-вышний, Вс-сильный их, который
вывел их из страны узости, дабы обитать
внутри их – Я Вс-вышний, Вс-сильный их»
(Шмот, 29:45-46)
Сам собой напрашивающийся вопрос: в каком смысле «и узнают»? Ведь, во времени, данное обращение, это второй год от Исхода, а, следовательно, все еще в памяти??! И десять ударов, и разрыв моря и Дарование Торы всеми пережито , не прошло и года! Следовательно, придется сделать вывод о непонимании нами (или!) термина «узнают».
Рав Фридляндер свой комментарий начинает с цитаты: «и наполню его духом божественным – в мудрости, в понимании, в знании» (Шмот, 31:3). Из этого предложения явствует наличие трех ступеней восприятия Истины. РаШИ определяет их следующим образом: «мудрость – это понимание выученного у других», «понимание (твуна) – это способность делать выводы (получать новое) из выученного». А нас интересующий даат – знание, высшая ступень, означающая по РаШИ «симпатию, близость» (к «Берейшит», 18:19), т.е. сердечная привязанность к объекту. Сравните с «Адам яда эт Хава – Адам соединился с Хавой». Получается, что задача, которую решает Храм – это перенос информации, усвоенной (хохма) и понятой внутри (твуна) в ощущения сердца. И в этом цель Исхода – «и буду обитать внутри их» сердец. Уровень, который дарит Вс-вышний: «внутри их – Я».