Микец
Клятва праведника
«И сказал им Йосеф: это то, о чем
Я говорил, вам сказав: «вы шпионы».
И следующим будете проверены
[клянусь] жизнью фараона».
(Бе-рейшит, 42: 14-15)
Клясться у евреев не принято, кроме крайних случаев, когда доказать истину иначе невозможно. И потому, когда клянется Йосеф ґацадик, да еще жизнью фараона о заведомо ложном обвинении?! РаШИ комментирует весьма необычно: «как будет жив паръо. Когда клялся на ложь – клялся жизнью фараона». Забавно, не правда ли?! Чтоб Сталин так жил, как то, что эти шнурки лучшие в мире! Стиль Рабиновича, которому предложили меняться, и он открыл обменный пункт. Но, кроме шуток, как понять по-другому клятву Йосефа-праведника?
Раби Ханох Ґених предлагает увидеть в обвинении Йосефа не только меру за меру[1] за желание братьев лишить его жизни, но и пророческое видение будущего. По мнению мудрецов (Сифри), ветви реинкарнировались в разведчиков и Йосеф, обвиняя их (десятерых!) в шпионаже в пользу Израиля, а не Вс-вышнего, говорил чистую (будущую) правду.
Раби Ханох Ґених в своем комментарии «Ган раве» предлагает еще одно объяснение на уровне намека – ремез.
Слово шпионы – мераглим может быть рассмотрено как аббревиатура: «Ми зера Рахель гунавтем леорхат ишмаэлим махартем – из семени Рахели вы украли, каравану ишмаэльтян вы продали».
Практический вывод: не обладая способностями Йосефа – не клянитесь!
[1] Смотри комментарий «Мера - результат меры» из главы «Микец», «Путешествие по недельным главам», книга «Бе-рейшит».