Шлах
Осуждающие реальность
«Пошли себе людей…»
(Бе-мидбар, 13:2)
РаШИ комментирует: «отчего примыкает история разведчиков к истории [о злоязычии] Мирьям? Поскольку была наказана за инсинуации о брате ее, а эти решаим (мерзавцы) видели и не выучили урока». Определить «людей» - лучших из лучших в Израиле как «мерзавцев», хотя ничего плохого на тот момент не совершили, немного слишком, вы не находите?!
Объясняет Савраньский ребе, кто не готов услышать замечание и выучить урок – потенциальный преступник (раша) безотносительно к его сиюминутному уровню! Ведь духовное движение в сторону Творца подразумевает уменьшение себя в своих глазах, а, следовательно, всегдашнюю готовность к исправлению замеченных, иногда со стороны, собственных недостатков. Альтернатива – нежелание выслушивать «чтения морали от всяких там» - дает очевидный результат. Смотри «дело разведчиков». Отсюда категоричность РаШИ в определении десяти разведчиков.
И еще одно важное добавление от раби Йеґуды Ашлага. Понятие раша - רָשָע, переводимое на русский – мерзавец, в оригинале имеет значение – осуждающий (сходно с леґаршиа – осуждать).
А цадик (антоним!) не только (и не столько) праведник, но и оправдывающий. Реальность, естественно. И понятно, что некритичное отношение к себе, неготовность получать уроки от жизни, приводит к критике, а потом(у!) и осуждению реальности – ведущей себя… неподобающим, по отношению к раша образом!