Эмор
Плохое?! Только с хорошим!
«И имя его матери Шломит,
дочь Диври, из ветви Дана»
(Вайикра, 24:12)
Комментарий РаШИ: «означает, что осуждающий (раша) приводит к порицанию себя, своего отца и своей ветви. Сходно с этим «Оґалиав, сын Ахисама, ветви Дана» - похвала ему, его отцу, похвала его ветви».
Вопрос к нему: РаШИ всегда объясняет конкретные слова Пятикнижия. В данном случае, длинность перечисления – имя мамы и дедушки, и ветви, еще куда ни шло, но для чего соотноситься со словами из книги Шмот (31:6), которые уместнее было бы объяснить там?!
Объясняет Савраньский ребе, что РаШИ учит нас важнейшему принципу – не может Тора говорить плохое о ветви в Израиле, если прежде не сказала о ней хорошее. Ведь, обличая недостатки, мы можем создать ложное представление, как будто осуждаемая община целиком плоха. И «обнародование» недостатка было возможно лишь благодаря тому, что прежде Пятикнижие говорило о строителе Мишкана из той же ветви. Потому-то РаШИ говорит о похвале Оґалиаву именно здесь, а не в книге «Шмот».
А теперь главный для всех нас практический вывод. Даже когда нам необходимо сделать замечание своим близким, необходимо предварить его… комплиментами. Еще более далеко идущие выводы на тему неправильности порицания, не предваренного поощрением, делает ребе Ури из Стрелиска. Он предлагает увидеть в законе нашей из главы:
«и умертвивший скотину, заплатит за нее» (Вайикра, 24:21)
осторожность, необходимую при атаке на скотину внутри нас. Нападая на скотскую составляющую своего близкого, своего ученика, своего ребенка или самого себя, следует прежде позаботиться об «оплате» - возможности возместить утраченное, духовным и жизненным из другого источника. И пока нет у тебя сил на возмещение, нельзя позволить себе порицать и унижать ни близкого, ни самого себя!