Бо
"Графиня изменившимся лицом бежит пруду"[1]
«И сказал ему фараон: «Выйди от меня, берегись
Себе – не продолжай видеть лицо мое, потому
что в день, когда увидишь лицо мое – умрешь!».
И сказал Моше: «Верно говорил ты – не
продолжу больше видеть лицо твое!»
(Шмот, 10:28-29)
Угрозы фараона особого интереса не вызывают, но как понять сказанное Моше: «Не продолжу больше видеть лицо твое»? Ведь сказано: «И встал фараон ночью… и позвал Моше и Аґарона ночью, и сказал…» (12:30-31). Понятно, что фараон встретился с нашим Учителем - «фараон в пижаме» глубокой ночью бегал и искал, и нашел, и даже попросил помолиться о нем.
Объясняет автор комментария «Ган раве» раби Ханох Ґених со ссылкой на первую главу книги Шмуэля (1:18): «И пошла женщина по дороге своей, и не было у нее больше лица ее». Понятно, что Хана, получив благословение (обещание) Первосвященника Эли о рождении у нее ребенка, переместилась из состояния горечи в состояние счастья, что, естественно, отразилось на ее зеркале души – ее лицо стало бесконечно красивым – как и лицо любой счастливой женщины. Хана потеряла свое лицо, лицо горечи и нереализованности.
И пророчество Моше, естественно, сбылось. Фараонов лик в обрамлении тиары, трона, «благолепных рынд» и прочих причиндалов был абсолютно не похож на «фараона в пижаме посреди ночи», униженно просящего об Исходе! Он потерял свое лицо!
Практический вывод: если вам не нравится ваше лицо – добавьте радости от изучения Торы!
[1] Текст одной из телеграмм, высланных Остапом Бендером Александру Ивановичу Корейко: из серии «грузите апельсины бочках», подпись – «братья Карамазовы».