Ва-йешев - Микец
Как просят праведники
«Только если вспомнишь меня с собой,
когда станет тебе хорошо и, пожалуйста,
поступи со мной милосердно, и напомни обо
мне фараону, и вытащи меня из этого дома»
(Бе-рейшит, 40:14)
Просьба Йосефа, обращенная к начальнику виночерпиев, обсуждалась нами не раз[1]. Но Савраньский ребе обращает внимание на не очень внятный и, вроде бы «лишний оборот»: «вспомнишь меня с тобой», а также не очень понятное условие: «только если»?!
Объяснение ребе из Саврани начинается с того влияния, которое сделало Йосефа «старостой» всех узников. Абсолютная нечистота присных фараона была «разбавлена» животворным влиянием Йосефа-праведника. И обращение за помощью к сановнику фараона было обусловлено его частичным обращением к Добру – влиянием праведности Йосефа. И только в этом ракурсе следует рассматривать просьбу Йосефа о помощи.
Т.е. «только если вспомнишь меня с тобой» - только при условии пребывания влияния Добра на тебя – «поступи со мной милосердно», а иначе забудь о моей просьбе! Оправданность такого понимания слов Йосефа следует из признания начальника виночерпиев, обращенного к фараону: «Мои промахи, вспоминаю я сегодня» (Бе-рейшит, 41:9). Множественное число «промахи» - это, по мнению Хазкуни, два нарушения – одно, по отношению к фараону. Другое же, по отношение к исчезновению влияния праведника.
Праведники никогда не переходят границ собственного влияния Добра!
[1] Смотри «Второе путешествие по недельным главам»