Корах
Очищение смертью
«И вышел огонь от Вс-вышнего и уничтожил
двести пятьдесят мужей, приближавших
кторет (воскурения)… Совки этих, ошибавшихся
в душах своих, и сделайте из них облицовочные
жестянки, покрытие для жертвенника».
(Бе-мидбар, 16:35; 17:3)
РаШИ: «ошибавшихся в душах своих – т.к. стали преступниками перед своими душами, ведь спорили со Вс-вышним».
Напрашивающийся вопрос – как могли совки для воскурений чужого огня стать покрытием жертвенника? Средоточие связи со Вс-вышним (мизбеах) не терпит помех (нечистоты)!?
Ответ дает рав Мойше Софер – «Хатам Софер». Он объясняет, насколько по-разному провели последнюю ночь («И сказал Моше Кораху: ты и вся твоя община будьте перед Вс-вышним, ты и они, и Аґарон завтра»). Корах и двести пятьдесят мудрецов. Корах «обошел ветви и соблазнял их» (РаШИ к 16:19). А главы санґедринов осознали глубину своего падения и сделали полную тшуву. Но отчего, в таком случае, они приблизили чужой огонь, зная наперед, что для них это смерть? Савраньский ребе объясняет состояние их душ следующей историей.
Она произошла в 1665 году, когда Натан из Азы объявил себя пророком и разослал во все общины послание о приходе Машиаха по имени Шабтай Цви. Равин местечка в Галиции (через сто лет его потомок станет основателем Сатмарской династии – «Исмах Моше» - рав Моше Тайтельбойм) уже несколько дней обдумывал информацию, содержащуюся в послании Натана и ей сопутствующую, и склонялся к мысли, что видимо Шабтай Цви действительно достойный претендент на звание Машиаха. Его мысли были постоянно заняты этим серьезнейшим вопросом и слова жены были для него громом среди ясного неба: «Моше, что случилось? Ты уже третий день не просишь майм эмцаийм?!»
Объясним. Рав Моше строго придерживался обычая омывать кончики пальцев между сменой рыбных и мясных блюд. (Этот обычай строго соблюдается до сегодняшнего дня у сатмарских хасидов). Первая его мысль: но что послужило причиной этой странной забывчивости? Несомненно, мысли о возможном мессии Шабтае Цви. А, следовательно, …
Буквально на следующий день рав Моше собрал всю свою общину, взошел на возвышение (баму) в синагоге и объявил:
Шабтай Цви не Мессия, запрещается слушать его указания и указания самозваного пророка Натана из Азы. Сама мысль о его возможном мессианстве – преступна! Я же, продолжил рав Моше, живший с этими мыслями несколько дней, не могу больше жить и прошу у Тебя – Господи, возьми мою жизнь. Он сошел с возвышения, упал рядом с арон кодеш и умер.
Главы Санґедринов настолько прониклись ужасностью своей ошибки, преступлением перед своей душой, что не захотели жить. Их смерть была последним аккордом тшувы. Отсюда чистота их совков, знак чистоты их помыслов. Тшува, принятая Вс-вышним!