Бе-шалах
«Все ради человека»
«И вернулось море под
утро к мощи своей»
(Шмот, 14:7)
Говорит мидраш: сказал раби Йоханан - условие поставил Вс-вышний морю, что разорвется оно перед Израилем, как сказано «и вернулось море ле-эйтано – לאיתנו» [перестановка букв дает слово] к тнао – לתנאו – «вернулось море к условию своему» (Бе-рейшит раба 5,5). Для его понимания рав Цви Грушко предлагает вспомнить, что законы природы – часть Замысла, и традиция утверждает, что за каждым законом стоит ангел. А, следовательно, любое нарушение естественности подразумевает создание «нового» ангела, т.е. исключение – такая же часть Замысла, как и правило. Оттого мидраш отсылает к Маасе Бе-рейшит и говорит об «условии».
Как продолжение идеи «придуманности» нашего мира, зададимся вопросом о воспитательном назначении происходящего. Ведь естественный порядок вещей (включающий катаклизмы) подразумевает одну общую цель – сотворенного человека. Именно в этом контексте, комментирует раби Шломо из Родомышля, слова главы: «как видели вы египтян сегодня – не продолжите видеть их навечно!» (14:13). Ну, и в чем смысл (выгода) такого обещания?! Ведь увидеть египтян, которые не страшны, не могут угрожать и нанести удар – не опасно?! Объяснение автора «Тиферет Шломо» начинается с общего постулата. Все неприятности (цурес от корня цар – узкий) с нами приключающиеся, преследуют единственную цель – воспитательную. И любая угроза нашему имуществу или здоровью вызывает страх (трепет) – на языке Пятикнижия – йиръа – видение. Назначение этой воспитательной меры – вызвать внутренний трепет перед Небесами.
И когда достигнуто внутреннее состояние трепета – йиръат шамайм – внешнее отпадает за ненадобностью! Именно в этом ключе следует понимать сказанное пророком Йоной мореходам, смертельно напуганным ужасающей бурей: «Вс-сильного я страшусь, который сделал море и сушу». Т.е. бояться следует не бушующего моря и страшной опасности, а наказания Вс-сильного.
Потому-то так важно помнить, что сделал тебе Амалек – это убирает самого Амалека!