Йитро
Жрец Мидьяна
«И услышал Йитро, коэн
Мидьяна, тесть Моше»
(Шмот, 18:1)
Напрашивающийся вопрос: в чем смысл отрицательной характеристики «жрец Мидьяна»? Ведь глава, названная именем Йитро, говорит о его связи с Дарованием Торы?! А кто старое помянет, заработает проблемы со зрением, да и запрет о лашон ґара никто не отменял!!
Для объяснения процитируем Гмару (Трактат «Йебамот», 27): «не принимают геров в час, когда Исраэль пребывает в спокойствии на своей земле». Возражают мудрецы – а как же царь Шломо ставит хупу с дочерью фараона?! Отвечает Гмара: «очевидно, что дочь фараона не руководствовалась желанием присоединиться к изобилию Израиля в своей стране». В качестве наследницы престола материального ей и в Египте хватало. А, следовательно, ее гиюр был возможен вследствие ее высоко материального положения.
Но именно этот довод о материальной незаинтересованности Йитро и приводит Тора. Да, конечно материальное благоденствие в пустыне с маном и бесконечными чудесами привлекало всякого. Но Йитро, которому работа на идолов – «жрец Мидьяна» – давала все материальные блага, явно пришел к Израилю не ради благоденствия. И потому смог стать евреем. Со всеми вытекающими…