Дварим 5771
|
|
Yael | Дата: Пятница, 15.07.2011, 20:11 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
«Дварим», 5771. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ НАМИ И СИНАЕМ «Говорил Моше сынам Израиля все, Что повелел ему (сказать) им. После уничтожения Сиха, царя Эморейского, который сидит в Хешбоне (Счете)и Ога, царя Башанского в Ашторет в Эдреи» Дварим 1:3-4
Один из тяжелейших вопросов, связанных с пятой книгой Пятикнижия – отчего Моше, получивший всю Тору на Синае ждет сорок лет, дабы раскрыть часть Ее законов?? Гурский Ребе, автор «Сфат Эмет», отвечает на этот вопрос, опираясь на РаШИ к пятому предложению: «И сподобился Моше объяснить эту Тору» - «на семидесяти языках растолковал им». Возможность овладения Страной Израиля прямо связана с силой, которую дает Израилю Тора. И потому, объясняет Ребе, требовалось полное раскрытие Устной Торы Моше Рабейну перед вступлением в Эрец Исроэл. Но все это лишь: «после уничтожения Сихона, царя Эморейского, который сидит в Хешбоне (Счете) и Ога, царя Башанского в Ашторет (Твердыне) в Эдреи.» Их уничтожение было условием для появления у Моше возможности сказать всю Устную Тору. Именно так отвечает «Сфат Эмет» на вопрос, с которого мы начали наш комментарий. Нам остается лишь добавить (от его имени), что настоящее время глагола «сидит» означает на уровне «драш» наличие у нас с вами (и у всех поколений) двух основных препон в деле изучения Устной Торы. Расчетливость нашего внутреннего врага (плоскость рацио) и его упорство (в плоскости желания - эмоции). Временно-пространственные рамки, отделяющие нас от Синая, связаны с проявлением йецер ґара в мире. Например, «Одиннадцать дней от Хорева» (1:2) намекают («Кли Якар») на первые девять дней месяца Ав, а также на Семнадцатое Тамуза и Десятое Тевета – дни, связанные с разрушением Храма.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Пятница, 12.08.2011, 11:26 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
«Ваетханан», 5771. Непрекращающийся голос с Синая. «Эти вещи говорил Вс-вышний
всему Вашему кагалу на горе…
голосом великим и непрекращающимся»
Дварим 5:19
Спрашивает рав Шор, автор «Торат Хаим», что конкретно означает непрекращение «Синайского голоса»? Добавлю от себя, здесь, сегодня, сейчас?
Как известно, все, что будет открыто в Торе учеными мужьями во всех поколениях, было дано Моше на Синае. И это смысл продленности «синайского голоса» - открытия в Торе не прекращаются ни на минуту! И этот ответ позволяет объяснить несколько вовсе непонятных мест.
Сказано в Талмуде (Бава Батра 12:1): «со времени разрушения Храма, несмотря на то, что было забрано пророчество у пророков – у мудрецов не забрали». Понятно, что мудрецы не пророки. И что же у них было забирать? Конечно же, способность длить Синайское Откровение через открытия в Торе. И если мы говорим о чистом канале – руах га кодеш, как о нижнем уровне пророчества, то все становится понятным.
Отсюда сразу следует настоящее время глагола в благословлении на Тору: «дающий Тору», а не «давший»! А так же, сказанное псалмопевцем: «говорящий свои слова Яакову» (127:19), а не говоривший!
И становится почти очевидным утверждение мудрецов (Трактат «Бава Мециа» 85:1): «отсюда и далее Тора стремится в свою обитель». Тора ищет достойный для заполнения «Ее голосов» сосуд. Синайское изобилие не прекратилось. Где найти достойных евреев?
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Воскресенье, 14.08.2011, 23:04 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
"Эйкев", 5771 Заслуга сыновнего непослушания
«И будет, если забудешь Вс-вышнего твоего и пойдешь за чужими силами и будешь служить им и поклоняться им, свидетельствую Я перед вами сегодня, что исчезая, исчезнете, как народы, которые Вс-вышний убирает перед вами, также исчезнете из-за непослушания голоса Вс-вышнего Всесильного вашего» Дварим 8:19-20
Раби Цви Элимелех из Динова задает следующие вопросы к процитированному отрывку:
1. «и будет - веґая», как известно, «начинает» позитивные сюжеты, а следовательно…?? 2. Слово «сегодня» какую смысловую нагрузку несет? 3. В чем смысл (назидательный) примера «уничтожу, как народы, которые Вс-вышний убрал перед вами?» 4. Следствие «из-за не слушания голоса Вс-вышнего…» самоочевидно?!
Объяснение раби Цви Элимелеха будет лежать в плоскости намека (ремез). И мы начнем с комментария, в соответствии с которым предлог "и - вав" в слове «и будет - веґая» преобразовывает бывшее «ґая - было» в будущее, а в слове «ва-йеґи – и было» (йеґи - будет), происходит преображение будущего в прошлое. Следовательно, речь в нашем отрывке идет о тшуве – исправлении, возвращении, ответе и раскаянии. И в основе будущего ответа на все вопросы раби из Динова ставит хрестоматийную историю об Элише бен Абуя (учитель раби Меира, один из четверых, вошедших в ПаРДеС), ставшим «иным - ахер».
Услышав призыв «бат-коль – голоса с Неба»: «Вернитесь, шаловливые дети – кроме «ахера» (Трактат «Хагига» 15:1) решил Элиша бен Абуя послушаться и не возвращаться. А если бы решил, вопреки всему, вернуться «без приглашения», то смог бы подняться (не имея в виду награду, без призыва, без расчета на награду – мицву!) на самый верхний духовный уровень.
Этот комментарий моего учителя рава Франка основан на объяснении «Шла ґаКадош», сказанного в Трактате «Псахим (86:2)»: «все, что скажет тебе хозяин – делай, кроме – «изыди!». Хозяин – это Вс-вышний, и мицвот следует исполнять, кроме одной: «если скажет тебе, выйди и не заходи, как сказал «ахеру», не слушайся и делай тшуву – возвращайся. Ведь по-настоящему именно этого желает Хозяин». Добавлю от имени рава Франка, что препятствия на «пути обратно» свидетельство высокого духовного потенциала раби Элиши бен Абуя.
А теперь комментарий раби Цви Элимелеха из Динова. Оптимистическое вступление связано с «непослушанием голоса Вс-вышнего», то есть неготовностью слушаться даже «бат - коль» объявляющей «невозвращение». Ибо, в отличие от народов мира, лишившихся всего, свидетельствует Моше, именно – «сегодня» вопреки всему Хозяин ждет нас, и будет радоваться нашему непослушанию – возвращению в Его Дом!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Понедельник, 22.08.2011, 15:17 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
"Рээй", 5771
בס"ד
Вечная ошибка
«Остерегайся, чтобы не проникло в сердце твое Злого умысла: мол, близится седьмой год, Год отпущения и захочется тебе сделать зло нищему брату твоему …и поскупились глаза твои на Нищего брата… твоего и будет это твоим промахом»
Дварим 15:9
Не удовлетворимся на этот раз общим ответом: не следует человеку делать расчеты Небес. И в качестве «опорного» вопроса спросим, что хочет сказать Пятикнижие словами: «и будет это твоим промахом?» Очевидно, что нарушение Закона – преступление!? Ответ рава Френкеля-Таомим из Подгорозного начинается с вопроса известного нам римского мерзавца: спросил Тораносруфус – мерзавец у раби Акивы – «Если ваш Всесильный любит нищих, отчего не дает им заработок?». Ответил ему: «Чтобы спаслись мы через них от власти гейнома». Сказл ему: «Но именно это определяет вас в гейном. Приведу тебе пример, объясняющий, на что это похоже – на царя из плоти и крови, рассердившегося на своего работника, который заключил его в тюрьму и приказал его не кормить и не поить. И один человек стал его поить и кормить, и услышал об этом царь и не рассердился на этого человека?» Вас называют работниками, как сказано: «так как Мне дети Израиля – работники» Сказал ему раби Акива: «Приведу тебе пример, на что это похоже – на царя из плоти и крови, рассердившегося на собственного сына и заключившего его в тюрьму, и приказавшего его не кормить и не поить. И один человек стал его поить и кормить. И когда услыхал царь не послал ему подарок. А мы называемся сыновьями, как сказано: «сыны вы Вс-вышнему, Всесильному вашему». И оттого, что наше имя «Его дети» обязаны мы давать цдаку (справедливость)»(Трактат «Бава Батра» 10:2) И это смысл нами процитированного «и поскупились глаза твои на нищего брата твоего» - и отведешь ты глаза, дабы не чувствовать потребности (желания) дать ему денег, ибо скажешь в сердце своем, что твоя помощь противоречит Его желанию, то поставишь себя на место работника, а не сына (брата нищего). Но определив себя работником, станешь подобным народам мира и не сможешь рассчитывать на тшуву, которой лишены неевреи «и будет это твоим промахом» – навсегда!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Вторник, 30.08.2011, 09:25 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Шофтим 5771 בס"ד Шабат – судия и полицейский - повседневность «Судей и полицейских поставь во всех вратах своих… справедливость, истину преследуй»
Дварим 16:18, 20 Этот комментарий Гурский ребе, автор «Сфат Эмет» основывает на словах «во всех» и на книге Зоґар. Пятьдесят врат Мудрости – Бины насчитывает наше … сердце. Именно оно, источник наших устремлений, является «перекрестком» желаний. Там решается, какие врата откроются перед нами - «чистоты - теґора» или, не дай Б-г, альтернативные - «тум’а». Две системы ворот, открывающие все более глубокие емкости нашего мироощущения, ведут нас либо к Истине, либо… к Пустоте. И слова «преследуй справедливость (истину, цедек)» означают гибельность, прекращение поиска, так как любые ворота могут обернуться глухой стенкой духовного тупика. И требуется максимальная чуткость нашего сердца (судьи) и абсолютная непреклонность наших полицейских (действий, мицвот), которые единственно и позволяют духовное «преследование». «Шабат - судия» позволяет в обстановке, где повседневность не дает взяток – иллюзий, вернуться (шабат от корня шав - возвращаться) на путь Истины. А «преследование» осуществляется полицейскими – днями недели, неукоснительно следящими за исполнением решений Шабата. Альтернатива – «взятка ослепит глаза мудрецов» - (источник, шабат) «и подменит слова праведников» (поступки, полицейские). А пятьдесят врат Иллюзии, несомненно, при всей привлекательности «малокалорийности», как и всякая Ложь.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 21:11 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Ки Теце 5771 ВЛАСТОЛЮБИЕ И ПОХОТЬ «Не вноси платы блудницы и выручки за пса в Дом Вс-вышнего Всесильного твоего ни по какому обету, ибо мерзость для Вс-вышнего Всесильного твоего и то, и другое» Дварим 23:19 На уровне пшата, объясняет РаМБаН, этот запрет предупреждает попытки самоуправления типа: совершу мерзость по отношению к себе (блудница) или по отношению к другим (злые собаки), но искуплю затем свою вину. Единственное число: «твоего», как и всегда, после Дарования Торы, указывает на общественную нагрузку этих запретов. Не должно быть такого у Израиля. И это заставляет нас подниматься на уровень коротенького комментария рава Йонатана Айбешютца: похоть – это Ишмаэль, а пес – символ Эйсава. Две силы, противостоящие Израилю в этом мире – Эйсав и Ишмаэль, взяли на вооружение антиеврейский принцип – цель оправдывает средства, в особенности потому, что по достижении цели можно исправить непотребства средства. Разумно, не правда ли? Запрет Торы «ни по какому обету» подчеркивает недопустимость подобных рассуждений. Ведь задача, поставленная Творцом перед человеком (человечеством) в этом мире занятие – средством, а Цель – Его подарок! Следовательно, подмена средства целью – есть величайшая иллюзия, которой нет места в Доме Вс-вышнего. Удовлетворение желаний и получение результатов – альтернатива Реальности и ведет к самоуничтожению!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Belka | Дата: Вторник, 13.09.2011, 19:20 | Сообщение # 7 |
Группа: Друзья
Сообщений: 314
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
|
Ки Таво
ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИИ «Эти должны стать, чтобы Благословлять народ на горе Гризим, когда перейдете Йарден… А эти должны стать для проклятий На горе Эйваль» Дварим 27:12-13 Идею Страны Израиля мы обычно (своеобычно!) связываем с народом Израиля и его историческим путем. Но Тора в очередной раз переворачивает наши представления. Две горы у города Шхем определяются нашей главой, как место, где Израиль берет бразды правления этим миром в свои руки. Но что особенного в горах Эйваль и Гризим? Что вообще значат эти названия? Город Шхем, как мы с вами учили - это «ахиллесова пята» Израиля. Именно в этом месте корни трех, уничтожающих реальность, преступлений – убийства (братья против Йосефа), прелюбодеяния (насилие над Диной, дочерью Яакова и Леи) и чужой работы (золотой телец Йеровама бен Навата). Именно поэтому этот город принадлежит Йосефу, олицетворяющему нашу неподатливость даже самому страшному Галуту. Автор «Сфат Эмет» определяет «Шхемские горы», как правый и левый пути движения Израиля в истории. Оба они Хесед («правая» гора Гризим) и Суд («левая» гора Эйваль), и есть те вожжи, которыми управляется колесница Истории. В принципе их синтезом исчерпывается Замысел Создателя (соединение хеседа и гвуры дает тифэрет – Истину). А сами названия, объясняет Гурский ребе, происходят от корней газур и аве, означающих контур (выкройку) и непрозрачность (овиют), то есть Цель и Его Средство. И проклятия, как и благословения, в конечном итоге, реализуют Его Замысел, а мы своим поведением решаем пропорции того и другого.
|
|
|
| |
Belka | Дата: Воскресенье, 25.09.2011, 00:07 | Сообщение # 8 |
Группа: Друзья
Сообщений: 314
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
|
Ницавим- Ваейлех 5771
Я – ПРОСТРАНСТВО, ИЗРАИЛЬ – ВРЕМЯ «И будет, когда услышит он слова этого проклятия и благословит себя в сердце своем, говоря «мир будет у меня, так как по произволу сердца своего пойду…» и падет на него проклятие… написанное в книге торы этой» Дварим 29:18,21
Более чем странную мотивацию: «мир будет мне, т.к. по произволу сердца своего пойду», мудрецы объясняют по – разному . Наш комментарий обращается к сравнению проклятий из предыдущей главы «Ки таво» и тех, что появляются в последней главе книги «Ва-йикра». Как известно, количество благословений/проклятий завершающих третью книгу Пятикнижия – пятьдесят минус один – в два раза меньше – сто без двух – прошлой недельной главы «Ки таво». Это соотношение позволит нам объяснить удивительное отличие двух групп благословений/проклятий. В завершении книги «Ва-йикра» Вс-вышний обращается к евреям во множественном числе, а в пятой книге – в единственном. По мнению рава Шимшона Рафаэля Ґирша обращение к евреям после Дарования Торы в единственном числе – это обращение к Израилю, а во множественном – обращение к каждому индивидууму в отдельности. Две плоскости – личная и общественная, соответствующие пространству (месяц Тишрей) и времени (месяц Нисан), являются адресатами этих двух групп, определяющих ход событий. К личности обращается Тора в главе «Бехукотай», к Израилю - в главе «Ки таво». Теперь очевиден расчет надеющегося на мирное существование в этом мире, «так как по произволу сердца своего пойду». Отделив себя от Израиля (Торы), можно рассчитывать избежать общееврейской судьбы! Оттого Пятикнижие добавляет: «и падет на него проклятие … написанного в книге торы (теории) этой» - торы коґэнов, третьей книги – «Ва-йикра». Избегнув общей незавидной участи, «уклонист от еврейства» попадет под «домоклов меч» личной ответственности. Именно под этим углом зрения можно рассматривать гибель в Катастрофе еврейских монахинь, извлеченных прямо из монастырей. Избегнув общей исторической судьбы, они оказались подвластны личной «Карме».
|
|
|
| |
Yael | Дата: Вторник, 04.10.2011, 07:51 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Гаазину СТАРЫЙ ГОД, НОВЫЙ ГОД
«Он твердыня, совершенны дела Его, Все пути Его суд… Испортил не свое, Недостатки сыновей его» Дварим 32:4,5 Сказано в Талмуде («Брахот» 7:1): «Спросил Моше Рабейну у Вс-вышнего: «Отчего есть праведник, у которого хорошо, и есть праведник, у которого плохо? Есть мерзавец, у которого хорошо и мерзавец, у которого плохо? Сказал ему: Моше, цадик, у которого хорошо – это праведник - сын праведника, цадик, у которого плохо – это праведник – сын мерзавца. Мерзавец, у которого хорошо – это мерзавец – сын праведника, мерзавец, у которого плохо – это мерзавец – сын мерзавца». Объясняет рав Раппопорт, возглавлявший раввинский суд Люблина. «Испортил не свое» - преступления совершаемые человеком, могут не привести к ужасным последствиям в этом мире из-за заслуг предков – «мерзавец – сын праведника». Но его сын будет в любом случае иметь жизнь, полную проблем – «недостатки сыновей его», либо как мерзавец – сын мерзавца (без заслуг предка), либо в качестве праведника – сына мерзавца, получив в наследство проблемы предка – сын, исправляющий и «поднимающий» собственного отца. И потому «все пути Его суд» - соединяя пути отца и его сына, мы различаем, что все пути – Замысел Вс-вышнего – справедливость. Тема Рош ґаШана возникает из интерпретации понятий отец и сын, как причина и следствие. Принятие решений о годе грядущем основывается на годе прожитом. Их причинно-следственная связь иллюстрируется связью двух соседних дней (день, по классификации Аризаля, уменьшенная модель года). Хорошо прожитый, наполненный положительной энергией день, осеняет своей позитивностью и следующий, весьма посредственный. Наоборот, неуспешность вчерашнего дня налагает отпечаток трудности на день сегодняшний. Но будет ли сегодня как вчера, зависит от нас. И дай Б-г, чтобы силы, которые дает нам Вс-вышний, позволили бы нам решить все те жизненные проблемы, которые запланированы на грядущий для нас год. Если мы поймем, что трудности (сыновьи) – исправление «отцовских» преступлений, то новый год станет для нас не только хорошим, но и сладким!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Вторник, 04.10.2011, 07:56 | Сообщение # 10 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Йомо Кипурим.
«Свет посеян для праведника, а для прямых сердцем - радость» Теґилим 97:11 Начнем с объяснения Виленского Гаона: «Когда раскроется Замысел Вс-вышнего в будущем, то праведники, которые до этого «сеяли свет» своей работой, достигнут уровня радости сердца, а «прямые», радовавшиеся до этого только в сердце своем из-за сокрытия и Галута – будут веселиться и пускаться в пляс, радуясь в открытую». Очевидно, что пасук говорит о двух уровнях восприятия Геулы и вопрос, который вы уже угадали – отчего именно этим предложением из Теґилим 97:11 открывается молитва Дня Искупления – Йом ґаКипурим? Для ответа следует вспомнить сказанное в главе «Ахарей мот» (Ва-йикра 16:30): «Так как в этот день искупит вас, очищая вас от всех ваших промахов, перед Вс-вышним станете вы чисты». Объясняет рав Хаим Соломон (ссылаясь на «Шарей Тшува»), что имеются в виду две степени очищения. Первая – «искупит вас, очищая… от всех промахов» подразумевает нашу работу тшувы, основным элементом которой, является видуй – исповедь. Исповедуясь перед Творцом в собственных преступлениях, выражая раскаяние и просьбу о прощении, мы создаем условия для очищения, для разрыва причинно-следственной связи между «темным прошлым» и «светлым будущим». Но чистота сама по себе – лишь средство. По аналогии с известной советской байкой можно «остаться, как дурак с мытой шеей». И потому, высшая плоскость Йом Кипура - это «перед Вс-вышним станете вы чисты». Задача чистоты – это создание сосуда, функция исповеди. Но молитва Дня Искупления позволяет Вс-вышнему подарить нам Свою Близость, наполнит сосуд Светом. Две части, составляющие субботу суббот – наши усилия (видуй) и Его подарок (тфила) приводят к чистоте «перед Вс-вышним». С надеждой и упованием на гмар хатима това и сладкий и хороший 5772 год (от появления наблюдателя!)
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |