Экев
Благословенность нашей страны
(Учеба. 3-4 год)
«Страна, камни которой – железо,
а из гор ее будешь высекать медь»
(Дварим, 8:9)
Не очень правильное благословение, повторенное, кстати, Моше в последней главе: «железо и медь – затвор твой» (33:25). А отчего же не серебро и золото (пусть даже «черное»!)??! Ответ мудрецов обескураживает: медь и железо – необходимость (все тогдашние орудия труда!), а золото с серебром – роскошь. Не очень понятное объяснение.
Савраньский ребе ссылается на Коґелет (5:11): «богатому сытость не дает спать», но ведь сытость – это спокойствие, уверенность в завтрашнем дне?? Наше деструктивное начало использует сытость в качестве морковки, за которой бежит осел (вариантно – ослы). Имеющему много, говорит ецер: «вдвое больше и сможешь, наконец, отдыхать». И так до конца, весьма печального, не кстати. Имеющий двести, желает четыреста, потому что деструктивное начало убеждает, что вожделенные четыреста позволят ему благоденствие и беззаботность. Но восемьсот обеспечат его правнуков. И так далее, до «конца», который «подкрался незаметно».
Получается «по Савраньскому ребе», что благословенность Страны Израиля в ее «ограниченности». Это свойственное нашей стране ощущение достаточности, имеющегося на материальном уровне, естественно соседствует с постоянным дефицитом духовного. Требовательность этой земли во всем, что касается духовного движения, компенсируется материальной устойчивостью, готовностью нашего тела удовлетворяться немногим.