«Ваякґель – и сгруппируй»
Название главы находится в очевидном несогласии с ее содержанием. Ну, какая связь между деталями Мишкана и собиранием – «скагаливанием» (от кагал – каґаль – публика, община) евреев?!
Савраньский ребе предлагает вспомнить «щедрость сердца – недват лев» евреев, приносивших все то, что послужило исходным материалом для строительства переносного Храма. По его мнению, Мишкан был «сложен» из шестисот тысяч еврейских душ – вложенных в строительство. И, по сути, строительным материалом, скрепляющим Мишкан, оказался жар еврейских сердец, чьими носителями были их приближения.
Как мне кажется, вышесказанное объясняет, отчего неевреи, посещавшие Йерушалаймский Храм, не становились в результате герами-прозелитами. Дошедшие до нас свидетельства гоев-очевидцев содержат восторги, весьма обычные для паломников тех времен. Ведь храмов в древнем мире хватало. Но евреи, поднимавшиеся в Храм, вступали в духовный резонанс с деталью, соответствующей их частице общееврейской души, получали ощущение части Кнесет Исраэль. Мишкан, тем самым, выполнял и функцию соединения евреев.
И как прямое следствие – после разрушения Храмов, мы – Храм Вс-вышнего на Земле!