Мишпатим
Крадущий себя
«Если скажет сказать раб: «Я полюбил своего
хозяина, свою жену и детей и не выйду на свободу».
И подведет его, господин его, к Вс-сильному, и подведет
его к двери или к косяку, и проткнет, господин его, ухо его шилом».
(Шмот, 21:5-6)
Известный закон и не менее известный РаШИ «в чем увидела [Тора особенность] уха в сравнении со всеми другими частями тела? Сказал раби Йоханан бен Закай: «ухо, ведь ты слышало на Синае «не укради», [но] пошел и украл – продырявят. До сих – РаШИ, а теперь вопрос Савраньского ребе (и как он мне в голову не пришел?): отчего только по прошествии шести лет мы наказываем за воровство? Ответ простого уровня – после его заявления о нежелании покидать хозяина, ему полюбившегося, и данной ему семьи – становится ясным, что «продажа в рабство» была не наказанием, но наградой! Отсюда своевременность наказания.
Но более глубокое объяснение продырявливания уха связано со следующим вопросом ребе из Саврани: ведь «не укради», звучавшее на Синае, кардинально отличается от запрета на «тривиальное» воровство, которое, естественно, так же запрещено в главе «Кдошим – выделенными будьте» - «ло тигнову – не воруйте» (Вайикра 19:11). И мицва «не воруйте» пишется не так как «не укради». А раби Йоханан бен Закай недвусмысленно указует на восьмое Синайское Речение. А значит, говорит мой учитель, речь идет о краже человека (его души).
Теперь понятно, что РаШИ говорит о самом страшном духовном преступлении еврея – обретении хозяина, помимо Хозяина. Нашим ученикам интеллектуальный подарок: сравните комментарий Савраньского ребе о сказанном о содержании восьмого Речения в книге «Визуализация Кабалы».