Бе-мидбар
Число евреев
«Знамя лагеря Реувена, сынов Реувена…
сорок шесть тысяч пятьсот…, ветвь
Шимона пятьдесят девять тысяч триста.
Затем ветвь Гада… сорок пять тысяч шестьсот
пятьдесят. Всех… в лагере Реувена сто пятьдесят
одна тысяча четыреста пятьдесят»
(Бе-мидбар, 2:10-16)
Один из интереснейших вопросов, а зачем Пятикнижие, сообщив о количестве «выходящих на войну» в каждой ветви, сообщает о суммарном числе для всего лагеря? Ведь этот результат суммирования трех, не очень больших чисел, каждый может получить и сам, а Тора не просто экономна в словах до крайности, но и всегда (!) говорит лишь новое!? А что, простите, открывает нам Пятикнижие, говоря о сумме трех чисел?! А также, сообщив нам о количестве «выходящих на войну» в четырех лагерях, Тора суммирует эти четыре числа и сообщает конечный, хрестоматийно известный результат в шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят – они же «шишим рибо – шестьдесят десятитысяч». Для чего, простите?
Седьмой Любавический ребе[1] строит свой комментарий на… отсутствии комментария РаШИ по этому поводу. А ведь РаШИ не мог «пропустить» такой вопрос! Вывод раби Шнеерсона потрясает – значит РаШИ уже ответил на вопрос о «лишней» информации! В начале главы, в своем комментарии на первое предложение, он объясняет:
«Из-за любви к ним считает их каждый час. При исходе из Мицраим сосчитал их. И когда погибли из-за тельца – сосчитал оставшихся; и когда решил осенить их присутствием Шхины – сосчитал их…».
В отличие от вышеперечисленных, имевших вескую причину, пересчетов, нынешний причины явно не имеет… если не считать Любви к Израилю, естественно. И так же как Создатель не «ленится» с перечислением поименным (трижды!) семидесяти душ семейства Яакова, так и тут, когда речь о «сыне Моем, первенце Моем – Израиле», Творец не скрывает Своих симпатий. Все, что нам осталось – вспомнить в канун какого праздника читается глава «Бе-мидбар» … и воспрянуть (Его) духом!
Радостного праздника – Хаг Ацерет Самеах!
[1] Величайший из комментаторов РаШИ, по моему скромному мнению.