Вайишлах
Совершенство Яакова
«А он хромает на бедро… и пришел
Яаков Совершенным в город Шхем»
(Бе-рейшит, 33:32, 33:18)
Вопрос, который задает рав Ґутнер, поражает своей простотой: как может самый совершенный из праотцев хромать?! Его ответ связан с известным выражением мудрецов «тройная нить нелегко рвется» - потомок Яакова, оставивший иудаизм ради любой иной идеологии, не перестает быть евреем. Правда, для этого его называют Исраэль (Исраэли – мумар Исраэль!).
Впервые массовый идеологический отход от еврейских традиций мы встречаем в единственном (если не считать сегодняшнего) Галуте, бывшем в Израиле. Кто слышал о египтизированных или вавилонизированных, или оперсиянинных евреях?! Но попытки эллинизации не прекращаются и по сей день! Потому отличительная характеристика праздника Хануки – Воспитание (хинух и Ханука – однокоренные, а, следовательно, односмысловые понятия!).
А парадоксальный ответ рава Ицхака Ґутнера звучит так: совершенство Яакова в непрерывности связи его потомков с Торой, а потому его кажущаяся неполнота (хромота), которая с «восходом» Геулой обернется прекращением попыток эллинизации евреев и превращением Яакова в Исраэля (победителя!).