Лех Леха
Взаимовыгодность встречи
«И Мальки-Цедек, царь Шалема выставил
хлеб и вино, а он Коґен высшей Силы»
(Бе-рейшит, 14:18)
Вопрос, естественно возникающий – в чем смысл разделения (противопоставления), «а он коґен высшей Силы» началу пасука (предложения)? Автор комментария «Ган раве» предлагает для объяснения подняться на второй уровень контакта с Пятикнижием – «намек-ремез». Но сначала вопрос к читателю: о чем разговаривают праведники при встрече, не посвященной решению конкретных проблем? Например, встретившись на свадьбе общего знакомого. В особенности, если предположить, что эта встреча первая и, возможно, последняя.
Раби Ханох Ґених, основываясь на процитированном пасуке, предлагает следующее объяснение. Цадики пытаются научиться друг у друга тому, в чем прославился праведник, с которым они встретились. И поэтому нарушен обычный порядок: Мальки-Цедек, царь Шалема, коґен высшей Силы, он выставил хлеб и вино. Вместо этого подчеркивается хлебосольство царя – а Малки-Цедек, это Шем, сын Ноаха, перенимающий у Аврама его знаменитое на весь мир гостеприимство. А его коґенство – служение Вс-вышнему, выделено как предмет для подражания – урок, заучиваемый нашим праотцем Авраґамом.