Пинхас
Нелишнесть слов Торы
«Пинхас, сын Эльазара, сына Аґарона коґена,
отвратил гнев Мой от детей Израиля,
возревновав ревностью Моей внутри их»
(Бе-мидбар, 25:11)
Подозрение на «лишнесть» падает на, вроде бы, несущие информацию, слова «внутри их». Попробуем с помощью Савраньского ребе объяснить «подобное подобным». Выражение «внутри их» появляется в главе «Корах»: «двенадцать посохов и посох Аґарона внутри их посохов» (17:22). РаШИ объясняет «внутренность» посоха Аґарона, как его невыделенность. Но тогда, уместнее было бы выражение «между ними»?! Савраньский ребе опирается в своем ответе на строку, завершающую этот сюжет: «и они увидели, и взяли каждый свой посох» (17:24). Что, простите, «увидели»? Увидели, что их посохи тоже изменились в лучшую (живую) сторону – приобрели «цветущий вид»!
Так же, как и «буду Я обитать внутри их» (Шмот). «Внутри их» означает влияние, духовное «давление изнутри».
А теперь, смысл сказанного о Пинхасе: «ревностью Моей внутри их». Пинхас, сын Эльазара «заразил» ревностью Вс-вышнего всех детей Израиля!
В качестве интеллектуального поощрения у нас появляется возможность понять мидраш: «учил раби Шимон бен Эльазар: «всякая мицва, за которую Израиль был готов отдать жизнь, когда власть запрещала ее исполнение, как, например, чужая работа и обрезание – до сих пор мицва в руках их»» (Трактат «Шабат» 130:1).
Вопрос: а где, простите, нам известно, что евреи жертвовали собой за соблюдение этих двух мицвот, и почему именно эти две мицвы?
Говорит Савраньский ребе, что Пинхас был тем, кто не пожалел своей жизни ради исполнения двух этих мицвот. Ведь в истории с мидьятянками нанесли евреи удар по своему Союзу обрезания, а сопутствовало этому удару поклонение Бааль Пеору. А Пинхас «заразил» евреев ревностью Вс-вышнего – готовностью пожертвовать жизнью ради соблюдения этих мицвот!