Беґар
Небо на Земле
«И говорил Вс-вышний
Моше на горе Синай»
(Ва-йикра, 25:1)
Сказав о выделенности Израиля («Кдошим») и выделенности времени (глава «Эмор»), Пятикнижие говорит о выделенности пространства. Седьмой и, в особенности, пятидесятый годы постулируют свободу земли, конечно, только в стране Израиля. Связь между выделенностью Эрец Исраэль и ее свободой[1] связана с ее предназначением, естественно, из ряда вон выходящим. Об этом следующий комментарий Савраньского ребе.
Как известно, РаШИ именно в связи с нашим эпиграфом, постулирует, что «все в общем и все детали [мицвот] были сказаны Моше на Синае». И резонный вопрос: отчего происхождение всех мицвот с Синая утверждается в связи с законами о шмите и йовеле? Ответ ребе из Саврани связан с функцией Эрец Исраэль, как связующего звена между Небесами и Землей.
Говорит мидраш на строку из Хвалений царя Давида: «Небеса – небеса Вс-вышнего, а землю дал людям» (115:16) – «Это похоже на живущих в Риме, которым запрещено спускаться в Сирию, а живущим в Сирии подниматься в Рим. Но когда захотел дать Тору, отменил предыдущее ограничение… как сказано: «и спустился Вс-вышний на гору Синай» (Шмот, 19:20), а нижние поднимаются к высшим, как сказано: «Моше поднялся к Вс-вышнему» (Шмот, 19:3), (Шмот Раба, 12, 3).
Получается, что именно Синайское Откровение сделало возможным соединение высшего с материальным. А Страна Израиля, по мнению рава Овадия Сфорно, потому «не продается навсегда (25:23), что ее владелец сам Творец, и она не отдана людям, в отличие от всех иных земель.
Таким образом, свобода Эрец Исраэль реализуется через законы о седьмом и пятидесятом годе и прямо связана с Синаем, о чем и рассказал РаШИ.
[1] О понятии «свобода» смотри «Охота на иллюзии», часть III, глава I, а также «Учеба. III год», тема «Три плюс Один».