Дварим
Координаты эгоцентризма
(Учеба. 3-4 год)
«Между Паран и между Тофель,
и Лаван, и Хацерот, и Ди Заґав.
Одиннадцать дней от Хорев…»
(Дварим, 1:1-2)
РаШИ расшифровывает намеки Моше Рабейну на главные промахи Израиля в пустыне. Виленский Гаон, используя хорошо нам знакомую идею «пустыни жизни»[1], видит в названиях мест – обозначения главных пяти препятствий, стоящих на жизненном пути человека. Паран – место, где «отличились» разведчики, символизирует главное из препятствий – ляшон ґа-ра – злоязычие. Тофель – (близко к корню тафель – второстепенный) – это пагубные страсти, заставляющие человека забывать о главном. Лаван – намек на лицемерие и обман (включая самообман и недоговоренности. Как говорил раби из Коцка: «где тайна, там ложь. А где ложь, там преступление».) Хацорот – место распри Кораха, властолюбие (хацер – двор). И, наконец, (мальхут) – Ди Заґав (буквально: «достаточно золота») – тяга к богатству. Хозяйская функция (Его прерогатива).
Но, сказав о месте, непозволительно не вспомнить о времени: «Одиннадцать дней от Хорев». Это не просто расстояние от Синая, а уменьшение божественного присутствия во времени. По мнению автора «Кли якар», эти дни состоят из девяти первых дней месяца ав, семнадцатого тамуза и десятого тевета. Комментарии нужны и находятся в соответствующих темах «Путешествия по еврейскому календарю».
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам Торы», книга «Дварим».