Два с половиной локтя длиною, полтора локтя шириною,
и полтора локтя высотою
Шмот, 25:10
Все размеры ковчега выражались нецелыми числами – намёк на то, что
изучающий Тору должен сокрушить свою гордыню, не считать себя
совершенным
Рабейну Бехае, комментарий
Около 130 лет тому назад молодой гений раби Цадок hаКоhэн из Люблина
приехал к равину Львова (эта должность тогда была также известна и
значима в литовском мире, как равин Бриска – Бреста) раби Яакову
Орнштейну, дабы побеседовать на торанические темы.
Спросил рав Орнштейн своего гостя: «Как я слышал, молодой человек
знает весь Талмуд?» – «Нет, только половину», – «Которую?» – «Любую,
какую будет угодно уважаемому равину».
Практический вывод – всякий раз, оценивая свои знания любой части
Торы, следует понимать, что дошёл лишь до половины.
Бааль Шем Тов, объясняя сказанное царём Давидом: «Тора Всевышнего
цельна» (Теhилим, 19:8), утверждал – это оттого, что никто ещё к ней не
прикоснулся по-настоящему.
Раби Нафтали из Ропшиц трактовал нецельность размеров содержимого
Кодеш hакодашим как необходимость разлома качеств для всякого желающего
быть в этом мире в роли вместилища для Торы. Мудрецу нельзя быть хорошим
для всех, ведь иногда следует показывать сердитость, чтобы
предотвратить ошибку, как сказано: «Злитесь и не совершайте промах»
(Теhилим, 4:5). Подобным же образом не следует пользоваться никаким
качеством в его цельном виде, их следует всегда держать наготове для
различных случающихся в жизни обстоятельств именно разломанными. И
только в таком виде использовать.
|