Шлах
Время как возможность раскаяния
«По числу дней, которые разведывали
вы страну, сорок дней - день за год»
(Бе-мидбар, 14:34)
Напрашивающийся вопрос: а что криминального в сорока днях, отчего за день «командировки» - год в пустыне? Ведь провинность разведчиков в лашон ґара, а не в медлительности?! Ну, и плач Израиля в ту роковую ночь не очень связан с числом сорок.
Автор комментария «Ган раве» раби Ханох Гених основывается на сказанном нашему учителю Моше перед смертью (Дварим, 3:27): «поднимись на вершину и подними глаза свои… и увидь глазами своими». Но простите, при всем уважении к словам Вс-вышнего, как можно увидеть всю страну Израиля, даже поднявшись на вершину?! Объясняет мидраш (Ялкут Шимони, в главе «Ваэтханан», 14:34): «Показал ему далекое, как близкое; скрытое, как явное, и все, называемое Страной Израиля».
Получается, что, при желании (Его желании), можно увидеть всю Страну, даже не меряя ее шагами! А вина десяти разведчиков в их скрытом (но не от Творца!) желании продлить эмбриональный период Израиля, из-за которого Создатель «поскупился» на чудо, обрекая их на ходьбу… и возможность раскаяния! Потому-то «день за год»! А плач евреев – это реализация замысла разведчиков!