Ахарей мот. Кдошим.
Всякий раз соединение недельных разделов в одну главу позволяет нам задаться вопросом, а что, собственно, их соединяет? В данном же случае, главы «Ахарей мот» и «Кдошим» позволяют нам увидеть вовсе не тривиальную связь недельного раздела с датой еврейского календаря.
«Ахарей мот», повествующая о недопустимости «отрыва от коллектива», продолжается требованием «Кдошим будьте», которое объясняет «технику духовного подъема» – через общину Израиля. Отсюда безусловность утверждения мудрецов о мицве «ваякґель», собрании детей Израиля нашим Учителем Моше для озвучивания мицвы «кдошим будьте!». Вопреки всем духовным практикам, Тора постулирует соединенность Израиля как необходимое условие святости.
Но более глубокую связь можно обнаружить, используя в качестве общего знаменателя Йом ґаКипурим. Дело не только в том, что работа этого самого выделенного Дня (кодеш ґа кодошим) описывается в главе «Ахарей мот». Не менее значимо, что глава «Кдошим» содержит «пересказ» Десяти Речений. Именно пересказ: «так как кадош Ани Элоґейхем», «Элоґей масеха (сделанных, отлитых) не делай себе» соответствует второму, «не клянитесь Именем Моим» (19:12) – третьему. Соответствие «перед матерью своей и перед отцом своим трепещите, и Шабаты Мои храните» четвертому и пятому речению, –очевидно.
Запрет на предание детей Молоху параллелен «не убивай», «муж, который будет прелюбодействовать с замужней женщиной» – «не тин’аф». Запрет «не крадите» (19:11) и «не делайте подлого в суде» (19:35) выражают идеи восьмого и девятого речений.
Но в особенности интересна параллель Десятого Речения «не желай». Раби Йеґошуа бен Леви (Ва-йикра раба 24:5) усматривает в знаменитой мицве «люби ближнего как себя» тождественность смыслу Десятого Речения. Связующее звено этих весьма различных законов, «не желай» и «люби ближнего», десятая результирующая сфира – мальхут, царственность. Для царя-Машиаха, владеющего всем, невозможно желание владеть чужим. Но и для любящего ближнего как себя, нет чужого и нет желания владеть. Не случайно раби Акива, сын Йосефа, определил «ве аґавта» как составляющее правило всей Торы – мальхут.
А теперь вернемся к «заявленному» термину – пересказ. Вторые скрижали (Таблицы), данные Израилю на исходе Йом Кипура, знаменовали собой переход на уровень Устной Торы[1]. Чистота раскаяния, достигнутая Израилем через Йом ґаКипурим, позволила стать достойными Дарования Устной Торы. И внутренняя связь глав «Ахарей мот» и «Кдошим» – удивительная, чудесная способность этого, самого выделенного Дня, делать Израиль достойным Дарования Торы.
[1] Подробнее об этом «Учеба. Первый год».