Шмини
Незапятнанность
(Учеба. 3-4 год)
«Не пачкайте души ваши всяким извивающимся
(ползающим), которое извивается (ползает), и
не оскверняйтесь ими, потому что Я – Вс-вышний,
Вс-сильный ваш, и выделитесь, и будьте
Выделенными, потому что выделенный Я»
(Ва-йикра, 11:41-42)
Естественный вопрос: а чем это повеление о выделенности (святости по-христиански[1]) принципиально отличается от широко известного: «Будьте выделенными так как выделен Я – Вс-вышний, Вс-сильный ваш» (19:1), озаглавившего раздел «Кдошим»? Мнение автора «Сфат эмет» изумляет: «будьте кдошим» - это… пожелание Творца. Да, конечно Его желание – закон, но в данном случае речь идет, по мнению Гурского ребе, именно об обещании Создателя. Ведь сами посудите, объясняет ребе, «не может же человек из плоти и крови приблизиться к уровню Вс-вышнего».
Но если в нашей главе речь идет о потенциале (пожелание, будущее, цель!), то становится понятным отличие вынесенного нами в эпиграф. Задача еврея – «не оскверняться», а, как следствие, проявится заложенная в нас божественность! Как и всегда, наше дело – средство, а результат – кдуша – Его подарок.
[1] Слово «святой», как перевод понятия кдуша, никак не годится, ибо кдуша – из ряда вон выходящесть может быть не только в положительном смысле.