Бе-рейшит
Конец сделанного в начале задуманного
«И было в восьмой день»
(Вайикра, 9:1)
«Восьмой день резерва (милуим), он рош месяца нисан, день, в который был поставлен Мишкан, [он] взял десять корон (венков), выучиваемых из порядка (сотворения) мира». А в Трактате «Мегила» (10:2) сказано: «В тот день была радость у Вс-вышнего, в День Творения Небес и Земли». Число восемь помогает нам в понимании тех суперлативов, которыми наши мудрецы наградили этот день. Смысл слова шмоне[1] - восемь – излишек, сверхобычность, идея, замысел. Короче – то, что находится над природой.
Мудрецы определяют первое нисана, как рош ґашана лемлахим, что позволяет связать этот день со сфират мальхут, с созданием сосуда, т.е. с реализацией. Савраньский ребе замечает, что такой подход позволяет понять сказанное в известнейшем мидраше (Зоґар «Ваякґель», 198; «Бе-рейшит Раба», 5:5): «Условие поставил Вс-вышний морю при Творении (Маасе бе-Рейшит), чтобы разорвалось оно перед Израилем, как сказано: «И вернулось море к эйтано (к силе своей)». Не читай «эйтано – איתנו», а читай «тнао - תנאו» - те же буквы, значит – «к условию своему».
Замысел Вс-вышнего – махшевет ґабриа (буквально – мысль Творения), как и любая духовная сущность, подразумевает сосуд, т.е. реализацию. Кабала постулирует: «нет света без сосуда». Завершающая построение сосуда сфира – мальхут, это материализация изначальной идеи. Раскрытие этой идеи происходит с рождением Израиля. Новорожденный Израиль поднимается на ступеньку трепета – йиръа: «и встрепетали народ перед Вс-вышним» (Шмот, 14:27), и разрывается последнее море, и становится видимым Замысел Творца.
Савраньский ребе, пользуясь той же концепцией, предлагает следующее понимание первого комментария РаШИ на Пятикнижие: «Следовало бы начать Тору с «месяц этот для вас голова месяцев», с первой мицвы Израиля. Причина же, из-за которой начал с «Бе-рейшит», т.к. «сила действий его говорит народу Его дать им надел гоев» (Тегилим, 111:6).
Замысел Творца проявляется через раскрытие главенства Израиля - «дать им» в этом мире, «наделе народов (гоев)». Дать Израилю возможность создать для Вс-вышнего сносные жилищные условия в нашем весьма материальном мире.
[1] Подробнее смотри: «Учеба. ІІ год», тема «Вкус еврейских законов», статья «Загадка Шабата».