Хукат
Двойная претензия
«Это закон [всей] Торы»
(Бе-мидбар, 19:2)
Известный РаШИ[1] говорит о счете – огорчении (монин эт Исраэль, два возможных значения, совпадающих через комментарий рава Франка, на который дана ссылка). Раби Ханох-Ґених, автор комментария «Ган раве» задает вопрос: отчего мидраш говорит о двух источниках претензии – «Приходит Сатан и народы мира»?! ... Или претензия двойная?! Ответ – таки, да!
Ведь, как известно, «харут (врезано) в таблицы» (Шмот, 32:17) следует читать хейрут – свободный от власти Сатана (обвинитель, он же, по совместительству, ангел смерти) и народов мира. Синайское откровение сделало нас духовными настолько, что почти не материальными (по уровню восприятия). Золотой телец вернул нас под власть Материи.
Задача рыжей коровы – «придет мать (причина) и уберет за сыном (следствием)» (Трактат «Эйрувин», 54:1) - терапия последствий промаха. Мидраш, подчеркивает «Ган раве», рисует невозможность частичного исправления. Если бы, говорит он, претензия была бы со стороны Сатана, то можно было бы сослаться на хейрут – освобождение от порабощения народами мира. В случае претензии народов мира, ответ мог быть: «свобода от ангела смерти». Но двойная претензия к одной мицве раскрывает огорчительную беспомощность евреев. До сих пор – комментарий рава Ханоха Ґениха.
Как мне кажется, мудрецы (РаШИ от имени раби Мойше Даршана) объясняют нам невидимость частичного исправления – Тикуна. Подобно созданию живого организма, каждый этап приближает возможность оживления, но не равнозначен ей! Требуется работа всех(!) поколений в соответствии с Его замыслом, дабы раскрылась абсолютная неожиданность Гмар Тикун!
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам», книга «Бе-мидбар», глава «Хукат» - вступление.