Ахарей Мот
Временно-пространственный континуум
«И говорил Вс-вышний Моше после смерти
двух сыновей Аґарона… и не войдет в любое
время… за занавес… и не умрет»
(Вайикра, 16:1-2)
Название нашей главы, выбранное мудрецами «После смерти» настолько «неблагозвучно», что в части книг (хасидских) раздел называется сокращенно «После – Ахарей». Отчего же мудрецы предпочли откровенное «После смерти» вполне нейтральному «После»?
Как мне кажется, ответ лежит в плоскости запрета «не… во всякое время». Как мы помним[1], промах золотого тельца лишил нас «Храма во дворе» - работы первенцев, сократив ощутимое раскрытие Творца до размеров Бейт ґаМикдаша на горе Мория. Поступок Надава и Авиґу[2] привел к сужению ощутимого присутствия Создателя во времени. И описание работы Первосвященника в Йом-ґаКипурим – это свидетельство великой утраты – «не во всякое время войдет».
Пространство сократилось до Храмовой горы, а время до Одного дня. В следующем мире пространство и время соединятся – весь мир (следующий!) будет Храм Вс-вышнего, а все время будет Шабат! О чем прямо свидетельствует лашон ґа-кодеш: олам – עלם – весь мир (все пространство), а ле-олам – לעלם- навсегда, (все время)