Ва-йигаш
Соединение мальхута и йесода
«И подошел к нему Йеґуда»
(Бе-рейшит, 44:18)
Мы уже не раз говорили[1] о встрече двух царей – Йеґуды и Йосефа, галута и Геулы. Но автор комментария «Бааль ґаТурим» своим, как всегда коротеньким комментарием, приоткрывает еще один уровень происходившего. Рабейну Яаков бен Ашер[2] замечает, что последние буквы первых трех слов нашей главы составляют слово шаве – шин-вав-ґей, означающее равно. Для понимания, на что намекает «Бааль ґаТурим», нам потребуется объяснение ребе Менахема Мендела из Косова (1768-1825).
Категория царственности – мальхут, символизируемая Йеґудой, находится в галуте в потенциальном состоянии. Ее можно характеризовать как нуждающуюся, неимущую. И тогда квинтэссенция всех девяти остальных сфирот – сфират йесод – качество Йосефа, ее наполняет. Все произошедшее в галуте, вся история человечества, выполняет роль ДНК (йесод) и соединяется с «нищей» сфирой Машиаха бен Йеґуда. В результате соединения йесод и мальхут становятся одним целым, т.е. выравниваются, на что и намекает комментарий «Бааль ґаТурим».