Вайикра 5772
|
|
Yael | Дата: Вторник, 20.03.2012, 12:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Вайикра 5772
ЧЕТЫРЕ ШАБАТА Прочитав в этот шабат раздел о «рыжей корове», мы в ближайший шабат не только отмечаем новомесячье нисана, но и читаем отрывок о первой мицве, данной Израилю – парашат «Ходеш ґазе лахем – месяц это вам начало месяцев». Попробуем разобраться с этой дополнительной смысловой «нагрузкой» через четыре шабата в году. Первое, на что следует обратить внимание – это «неразбросанность» шабатов «Шкалим», «Захор», «Пара» и «Ходеш» во времени. Все они сконцентрированы вокруг месяца Адара и начала Нисана. Если мы вспомним о неразрывной связи Пурима с Песахом (в случае беременного года Пурим празднуется во втором Адаре именно по этой причине), то сможем сделать вывод о назначении этих четырех шабатов. А так же как в случае кидуша субботним вечером, который мы начинаем со слов «Йом ґаШиши – День Шестой», дабы подчеркнуть особую связь Шестого Дня с Шабатом, так и наличие четырех «смыслов» подчеркивает некую цельность месяцев Адар и Нисан – Завершения и Начала. Если мы соотнесем эти четыре шабата с Четырехбуквенным именем Всевышнего, то получим следующее. Первый из шабатов - парашат «Шкалим» говорит о половинке шекеля – декларации Израиля о желании обрести полноту через «Огненную половинку шекеля Всевышнего». А это, по сути, и есть Мальхут – желание получить божественное изобилие. Следующая ступенька – вторая буква Тетраграмматона – Заир анпин – компромисс между желанием давать и получать. Шабат «Захор - Помни, что сделал тебе Амалек», на первый взгляд, связан с разумом, с памятью. Но предостережение Торы: «Помни… не забудь!» - очевидно говорит о противодействии желанию забыть, не помнить неприятное. Обязанность, также лежащая и на женщинах Израиля, связана, конечно же, с чувством ненависти к функции Амалека в нашем мире, и является, следовательно, эмоционально-рациональной. Как и полагается Зеир анпину шабат парашат «Пара» соответствует уровню «Бина – понимание, осмысление». На первый взгляд не очень понятно – самая необъяснимая мицва Торы – очищение пеплом рыжей коровы и Бина?! Но, в соответствии с тем, что мы учили: «зот хукат ґаТора – вот основополагающий закон всей Торы», понимание божественного приказа, как высшего смысла всех законов для Израиля. И, наконец, высший уровень Хохма, буква йюд Тетраграмматона. Трехступенчатая конструкция поднимает нас из Адара в месяц чудес (Нисан – от слова нес - чудо). Устройство времени – «месяц этот» поднимает нас к Замыслу Создателя над временем, к Началу – «месяц это для вас Начало (глава)»
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Среда, 11.04.2012, 20:57 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Цав 5772
Пять уроков приближений «Вот учение о возвышении (ола)…
Вот учение о приношении (минха)…
Вот учение о промахе (хатат)…
Вот учение о вине (ашам)…
И вот учение приближения мирного (шламим)»
Ва-йикра 6:2, 6:7, 6:18, 7:1, 7:11
Рав Шломо Эфраим Лунчиц (автор книги «Драгоценный сосуд») усматривает в пятикратном повторении слов «вот учение» намек на пять книг Пятикнижия. Мы попробуем развить эту идею и классифицировать пять видов приближений – ола, минха, хатат, ашам, шламим[1] по Четырехбуквенному Имени Всевышнего.
Самое высокое из приближений – возвышение ола соответствует, по мнению рава Лунчица книге Бе-решит: «Ґевель приблизил ола» (Бе-решит 4:4), а также о Ноахе сказано: «и вознес олот на жертвенник»(8:20), Авраґам и взял барана, и вознес его во всесожжение (ола) (22:13) и, наконец Яаков возносит приближения «Источнику сил отца своего Ицхака» (46:1). Несомненно, ола соответствует уровню кетер – уровню Любви.
Книга «Шмот» - книга Исхода связана с приношением минха, которое всегда маца («Кли Якар»). Добавим, что уровень хохма, которому соответствует приношение – минха – это уровень общей идеи корбанот – приближений. В их основе лежит идея убирания нашего эго – главного и единственного препятствия на пути к Создателю, т.е. идея мацы!
Переход от идеи к общей теории корбанот соответствует корбану исправления промаха – хатат. Ведь исправление ошибок – против глупости и «скотинизма» – вот девиз еврея, исправляющего через мицвот промах золотого тельца.
Рав Лунчиц усматривает связь между хатат и книгой Коґенов в их подчеркнутой направленности на исправление последствий золотого тельца.
Вся теория приближения ашам изложена как в нашей главе, так и в главе «Насо» четвертой Книги. Но в книге Бе-мидбар, как указывает РаШИ (5:6) даны важнейшие новые детали, и лишь изучение этого недельного раздела завершает «теорию ашам».
Переход от теории к практике – вот что знаменует собой уровень «зеир анпин». И идея вины, как осмысления бывшего и, самое главное, уроки, нами извлекаемые при исполнении этого приближения, подводят итоги всему, требующему исправления на Земле. Именно реализация этого уровня приводит к установлению цельных (мирных - шламим) отношений с Творцом. А это возможно лишь благодаря Стране Израиля.
И потому окончание (новые детали) теории шламим появляются в Повторении Торы в главах «Ки таво» и «Реэ» (Дварим 27:7, 12:27), как и должно быть при реализации Его Замысла – мальхут – осэ шалом би-мромав, ґу яасэ шалом алейну, веаль коль Исраэль и скажем Амен!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Среда, 11.04.2012, 21:02 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Пейсах. Шмини. 5772.
Подъем из Мицраим «Не оскверняйте душ ваших
никаким членистоногим, и
не оскверняйтесь ими так как
станете через них нечистыми.
Потому что Я Всевышний – Источник
Всех ваших сил. И выделитесь, и будете
Выделены так, как выделен Я, и не
Оскверните души ваши никакой
Мерзостью, ползающей по земле
Так как Я Всевышний, поднимающий вас
Из земли Мицраим»
Ва-йикра 11:43-45 Как известно, время чтения недельной главы прямо связано с ее внутренним содержанием. Именно отсюда идет обычай давать детям имена в соответствии с главой недели их рождения. «Зачинщиком» всего последующего будет, следовательно, вопрос: Какая связь между недельным разделом «Шмини» и праздником Песах, в этом году его «замещающем» (выпавшего на шабат именно этой недельной главы)?
Собственно, вопрос этот в более общем виде – «Отчего Песах отмечается в рамках книги «Ва-йикра», а не книги «Шмот»? – достаточно прост. Исход из Египта подразумевает смену хозяев, и построение Мишкана, работа в нем и есть выход из Египта: «И выделю Шатер Встречи и жертвенник, и Аґарона, и сыновей его выделю для служения Мне. И буду обитать в сыновьях Израиля, и буду им Источником всех сил. И узнают, что Я – Всевышний, Всесильный их, который вывел их из Земли Египетской» (Шмот 29:44-45, 30:1).
Именно поэтому вторая книга Пятикнижия завершается задействованием Мишкана. А третья – Тора Коґэнов, по определению мудрецов – естественное место во времени для празднования Песаха.
Но законы о непоедании пауков и червяков, дающие в результате «подъем из Земли Мицраим», каким образом даруют нам высоту «поднимания»?! Какое вообще отношение к главе «Шмини» в первых десяти параграфах, обсуждающих законы Мишкана, имеют законы о нечистоте членистоногих, явно относящихся к следующим пяти главам, говорящим о чистоте и нечистоте?!
Рав Мордехай Эйлон, задающий все эти вопросы, за ответами отправляется в… Эденский Сад. Там впервые звучит запрет на еду и, что куда менее известно, звучит приказ … кушать: «И взял Всевышний – Источник всех сил человека, и поставил его в Саду Эдена работать на нее и оберегать ее. И приказал Всевышний – Источник всех сил человеку, сказав: от всех деревьев сада ешь, кушая, а от дерева, соединяющего Добро и Зло, не ешь от него, так как в день поедания от него смертью ты станешь умирать» (Бе-решит 2:15-17)
Получается, что первый человек до своего падения занимался двумя вещами – определял сути и … ел. Называя вещи своими именами, Адам связывал материальный объект с его духовной сутью, утверждал превалирование высшего (Замысла) над материальным воплощением. Также и мы, произнося браху над плодом земли или плодом дерева, утверждаем наличие духовного корня того изобилия, которым пользуемся.
Приближение к Источнику всех сил, назначение всех корбанот – работа в Мишкане (Храме). И это выход из Египта нашего эго, освобождение от пут земного притяжения, подчеркивание духовного происхождения любого удовольствия, ссылка на Хозяина.
Но, исполняя повеление, есть плоды Эденского Сада, человек не просто соединял материю с духом, он поднимал ее до собственного уровня, делал ее частью себя. Именно подъем (а не только связь) всего материального до Источника и есть Цель Творения.
Теперь становится понятным, отчего именно с соблюдением законов о запрещенном и разрешенном в пищу, связана идея «подъема» из Египта. В Пасхальную ночь мы начинаем со Сказания – Ґагады, тем самым прослеживая связь нижнего с высоким. Эта часть Седера соответствует Исходу. Но уникальная, единственная в своем роде, мицва есть (мацу) – «цивану леэхоль маца» - поднимает нас до уровня Его Замысла. А число восемь, название нашей главы «Шмини» - восьмой, символизирует Цель!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Понедельник, 16.04.2012, 10:17 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Тазриа-Мецора 5772
Высота падения «Женщина, которая осеменится
и родит мальчика»
Ва-йикра 12:2 Глагол, выведенный мудрецами в заголовок нашей недельной главы, в «приличном обществе» не употребляется. И вообще, тематика текущих глав – выделения нашего тела, а также его духовно-кожные недуги – не очень вяжется с нашей «святой» Торой. Но если вспомнить обсуждаемое нами в предыдущей главе непоедание многоножек, то, очевидно, прослеживается общая тенденция – исследование выделенности (кдуша) человека из мира «божьих тварей».
Не случайно РаШИ к началу нашей главы говорит именно о важности или не важности адама в сравнении с иными сотворенными существами. Интересно, что в третьем предложении, как бы оставляя тему нечистоты и чистоты, Пятикнижие говорит об обрезании младенца на восьмой день. И опять же явно прослеживается связь с божественной сутью человека.
Наци"в из Воложина подчеркивает неизбывную важность затронутых Торой тем, которые на первый взгляд, могут показаться чуть ли не запретными: «Всякий учитель (рав) обязан преподавать своим ученикам, оттого, что в Торе нет того, что приводит к плохому, и она (Тора) лань любящих и серна симпатичности (яалахат хен - красавица)» (начало комментария Наци"ва «Гаамек Дивар» к 15 параграфу).
Очевидно, что выделенность человека связана с его неподчиненностью вложенным в него, как и во всякое живое существо, инстинктами. Неестественность человека, его из ряда (животного) вон выходящесть – это красная нить сюжета глав Шмини, Тазриа, Мецора, Ахарей Мот, Кдошим.
Никто не спорит с изначальной материальностью (животностью) человека, «пришедшего из дурно пахнущей капли» (Пиркей Авот 3:1). Но в том и состоит идея обрезания – человек способен на исправление: «И, действительно, человек сделан из того же материала, что и все сотворенное, но он способен подняться к совершенству своими делами» («Сфат Эмет»).
Мидраш рисует следующую картину: «Женщина, которая осеменится» - это то, что сказано в написанном: «Адам, рожденный женщиной» (Иов 14:1). Видит человек красивую колонну и восторгается?! Говорит ему товарищ – «колонной ты восторгаешься?!» Если бы ты видел камень, из которого она высечена! «А также видит громадную балку и ошеломлен». Говорит ему приятель: «Если бы ты видел дерево, из которого ее сделали!» И если видишь красивого и прекрасного человека, чьи кудри завиты, и прославляешь его, то говорит тебе товарищ: «Этого ты восхваляешь?! Если бы ты видел, из какой нечистоты и непотребности он происходит, то не смог бы смотреть на него». Получается, что камень и дерево красивее человека, ведь говорит Акива, сын Меґалалель: «Откуда вышел – из вонючей капли».
Царь Давид в 139 Псалме задает все темы, нами обсуждаемые. Процитируем всего одну строчку: «ведь сделан я в укрытии, ткани мои из низов земных».
Но в заключение законов об истекающих семенем сказано Всевышним: «Отчуждайте детей Израиля от нечистоты их, и не умрут в нечистоте их, делая нечистой мою Обитель, которая в них» (Ва-йикра 15:31).
А Наци"в из Воложина объясняет «обитель, которая в них» - это сам человек, который и есть Обитель Всевышнего, так создан по Образу Всесильного».
Причина духовной смерти человека, его нечистота – производная торжествующей в человеке скотины. «Отчуждение» (удивительный глагол «ґизартем» - отчуждайте) евреев от естественно-животного начала начинается с кашрута (первое, что наши мудрецы велят соблюдать обретающим еврейские ценности), а продолжается через скромность в личной жизни.
Человек способен скромностью (потаенностью – «укрытие») возвысить самое материально («ткани мои») до божественного – «Мою Обитель». И потому мы говорим в таинстве бракосочетания, удивительное: «Источник изобилия Ты, Всевышний, Причина всех наших сил, Хозяин Мироздания, выделяющий народ свой Израиль через Хупу и Кидушин».
Да, евреи «рожденные женщиной», но если были соблюдены законы чистоты семейной жизни и чистота помыслов во время близости супругов, то объясняет Маґараль из Праги: «Достоин он своей божественной сущности» («Хидушей Агадот», трактат «Шавуот» 18:2)
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Четверг, 26.04.2012, 17:06 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Ахарей-Кдошим 5772 В одиночку или кагалом?
«Говори со всей общиной детей Израиля и скажи им: «будьте кдошим (выделены) так как кадош Я – Вс-вышний источник всех Ваших сил» Ва-йикра 19:1
Обращение «со всей общиной» Раши вслед за мудрецами объясняет так: «учит, что этот отрывок был сказан при стечении народа (кагал), оттого что большинство законов Торы зависят от него». Непонятность данного РаШИ соревнуется с мидрашем (Вайикра раба), объясняющем удивительную концовку-мотивацию «Так как кадош Я – Вс-вышний» «Можешь как Я? Значит, моя кдуша выше вашей кдуши» - получается, вместо близости к Творцу, подчеркивается наша отдаленность?!
Объясняет хасидский цадик из Польши «Маор ва шемеш», что в случае личных усилий можно приблизиться к Создателю, но высший уровень кдушим доступен лишь общине Израиля. Именно об этом мидраш.
«Как происходило изучение? Моше учил у Создателя. Входил Агарон – повторял ему Моше выученное. Входил Агарон и садился слева от Моше. Заходили его сыновья – повторял Моше для них выученное. Отходили они и усаживались. Эльазар справа от Моше, Итамар слева от Агарона. Входили старейшины…, входил весь народ – повторял им Моше. Получается, у всего народа один раз «повторял им Моше», старейшинам дважды, сыновьям Агарона трижды, Агарону четырежды».
«Будьте кдошим» было сказано напрямую всей общине, т.е. и Агарон и самый простой из евреев стояли вместе и вместе впервые слышали наказ Вс-вышнего. Агарон с сыновьями и старейшины Израиля не могли получить сказанное в Торе о кдуше без самых малых в стане Израиля.
Буквально перед этим погибают старшие сыновья Агарона. Они выбрали путь личного возвышения и погибли. Исправлением их поступка было получение всей общиной (общностью, кагалом) повеления Творца – «будьте кдошим». Не каждый в одиночку, а все вместе.
«Моя кдуша выше вашей» - означает, говорит «Маор ва шемеш»,- что желающий достичь высшего уровня кдуши в одиночку, столкнется с «моя кдуша выше вашей» - Вс-вышний единственен и недостижим. И кдушу может притянуть лишь кагал!» Оттого и начинается наш отрывок со слов «говори со всей общиной детей Израиля», т.к. «кадош Я». Категория Один достижима лишь всем Израилем сообща.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Понедельник, 30.04.2012, 22:19 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
«Эмор», 5772. «Вас называю я человек» «И отсчитывайте вам семь суббот » Ва-йикра 23:15
Интересно, что в случае счета юбилея, сказано «и отсчитывай себе семь суббот» (Ва-йикра 25:8). А единственное число, по мнению мудрецов, означает… Большой Бейт Дин (Трактат «Менахот» 65:2), который есть не что иное, как полномочный представитель всего Израиля. Множественное же число, по мнению мудрецов, означает обращение к каждому из нас. Такое разделение на Израиль и евреев, где каждый - часть множества, а множество – единственное число, есть подтверждение сформулированного равом Гиршем принципа: «Начиная с Синая, всякое обращение в единственном числе - это обращение к Израилю, а во множественном – к каждому еврею персонально». То, что стоит за этим принципом, это не просто практический вывод, имеющий громадное значение для нашего закона. Синай превратил евреев в единое существо, в функциональное замещение первого человека. Как сказано у пророка Йехезкеля (34:31) «А вы стадо Мое, стадо пастушества Моего, Человек вы». Возникновение Израиля как единого существа там, на Синае, дает не только объяснение общности судьбы евреев (удар по любой части организма затрагивает его целиком), их удивительной привязанности друг к другу (дотрагивание йешивебохера из Бердичева до мукце в Шабат, может, не дай Б-г, привести к женитьбе еврейского студента в Париже на гойке), но и позволяет оценить сказанное в прошлой главе (19:18) «и люби ближнего, как себя». Невозможность, даже теоретическая, относиться к другому человеку (даже к своей маме или ребенку), как к себе, связана с нашей физиологией. Себя мы ощущаем непосредственно, а другого через органы чувств и мозг. Но если Израиль – адам, одно существо, то разделение первого человека, на отдельно ощущающие себя части, объясняет заглавность закона о любви к ближнему. Ведь любовь к собственной правой руке не может разниться от любви к левой руке. И евреи – части в Израиле, оказываются в положении, в котором любовь к ближнему – единственный путь к личному счастью и процветанию. Идеальность общества, которое «вынуждены» строить евреи (и только они), вытекает из «перемешанности» евреев в Израиле (друг в друге). И единственность Израиля никак не противоречит множественности евреев!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Вторник, 08.05.2012, 22:52 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Бегар 5772 Пятьдесят лет жизни «Землю не продавай навсегда, Так как Моя Земля, а вы пришельцы И жители при Мне» Ва-йикра 25:29 Обычное видение юбилея – пятидесятого года, как освобождения все возвращающегося «на круги своя», можно углубить, увидев в Земле землю. Наше существование «йамей шней хаим - дни лет жизни», по выражению мудрецов, семьдесят лет. Если учесть, объясняет автор «Драгоценного сосуда - Кли Якар», что до двадцати человек неподсуден, с точки зрения Небес, то пятьдесят лет – это и есть время хозяйничания человека в нашем бренном мире: «Так как Моя Земля» (Шмот 9:29). Если вспомнить тему «Сценарий жизни», то можно охарактеризовать возраст после семидесяти, как возвращение «активов» Хозяину и освобождение от созидательной работы в этом мире ради главного – соединения фактов собственной биографии в шедевр Его Замысла: «Жители при Мне». Не случайно год юбилея связан с Днем Искупления и звуком шофара - Дарования Торы, освобождая от земного: профессия «пришельцы» дает возможность в полной мере ощутить Любовь Создателя.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
Yael | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 22:54 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Бехукотай 5772 ИСПРАВЛЕНИЕ…ПОРЧЕЙ «Но при всем том, исправление их В стране врагов их не презрю их И не погнушаюсь ими, уничтожив их» Ва-йикра 26:44
Завершая книгу «Ва-йикра» , обуславливает Всевышний свои отношения с Израилем, с их поведением. Сорок девять брахот (браха – изобилие, удача) и сорок девять клалот (клала - порча) ожидают Израиль в начале их исторического Пути. (Во временном смысле мудрецы соотносят первые три книги Пятикнижия с периодом до разрушения Первого Храма.) Очевидно, что наша недельная глава постулирует условия прохождения Израилем экзаменов этого Мира. И главный вопрос: а что будет в случае провала (не дай Б-г)? Обещание «совсем их не уничтожу» вселяет весьма малую дозу оптимизма, ведь мы не относимся к «отряду» абсолютных праведников, увы. Наличие двух возможностей, браха и клала, позволяет сделать вывод об общей цели их применения – достижения Цели. И хотя вариант брахи однозначно приятнее, но и страдания, конечно, очищают: «Лучше получить приговор и страдания и оказаться достойным следующего мира» (сказано об Элише бен Абуйя, Трактат Хагига 15:2). Все галуты Израиля, объясняет рав Моше Шапира, привели к духовному подъему Израиля и к выходу из частных галутов. Не так будет с последним (Эдомским) галутом. Постепенное ухудшение условий, усиление галута, исполнение клалот, само в конце оборачивается Геулой. И главная задача Израиля в этом самом страшном галуте – не отчаяться, не раствориться и увидеть Свет, который скрывается за обступившей нас тьмой. Как пишет РаМХаль: «и это вера Израиля во Всевышнего… хотя и длится галут, и некоторые вещи видятся обратными Истине, но вера в Единственность стоящего за всем, от нее зависит истинное избавление» («138 врат мудрости» - врата 31)
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |