Шофтим
Мера за меру
«И сделайте ему, как замышлял сделать
брату своему, и искорени зло из среды своей»
(Дварим, 19:19)
Этот закон об искоренении зла мы уже обсуждали с помощью комментария рава Франка (смотри «Беседы на этические темы», «Учеба. 2 год»). Но рав Шимон Моше Дискин (из глав ешивы «Коль Тора») задает воистину литовский вопрос: отчего в случае лжесвидетельства о денежном долге следует обязать лжесвидетеля заплатить требуемую сумму тому, с кого ее требовали? Ведь в случае смертной казни для лжесвидетеля, оболганный ничего не «зарабатывает» (если не считать спасенной жизни)?!
Ведь закон мог бы, по аналогии, оштрафовать лжесвидетеля в пользу бедных?
Ответ основывается на мнении рава Исраэля Липкина из Саланта, великого знатока Торы. Объясняет Салантер ребе, что тяжелее денежной утраты для человека – потеря, на которой кто-то заработал. А если этот кто-то тот, против которого злоумышлял лжесвидетель, то это и дает желаемую меру за меру.